Юрий Антонов бомжует в Томске

Тезка популярного певца мечтает о теплой ванне и горячей еде

Обитатель томских трущоб Юрий Антонов с утра пораньше выползает из своего пристанища, сооруженного между труб теплотрассы, и ищет, где бы погреться и чего бы поесть. За ним устремляется приблудившаяся собачонка. У этой пары – человека и животного – одинаковый статус: без определенного места жительства, бомж.

Понять, когда Юрий говорит правду, а когда нет, невозможно. У него, как у разведчика, есть своя легенда.

– Жил с матерью в трехкомнатной квартире на пр. Ленина. Когда она умерла, доверил брату сделать размен, отдал ему все документы. Один раз ночью ворвались какие-то люди, стали угрожать, выкинули меня с третьего этажа. Я остался без документов и без квартиры.

– Давно это случилось?

– Да уже больше пяти лет, как слоняюсь по помойкам.

– А жена, дети есть?

– Жена в деревне живет, сын взрослый, внуки.

– Поддерживаете с ними отношения?

– Да наврал я все. Нет у меня семьи, и никогда не было. Женщин было много, а семью так и не завел.

– Имя и фамилию, наверное, тоже сочинили?

– Нет, истинная правда, зовут меня Юрий Антонов. Меня раньше товарищи так и окликали: «Эй, певец!», – смеется беззубым ртом.

Вообще-то, Антонов при всей своей бомжовой типичности (бывший дорожный рабочий со средним образованием, 58 лет) выбивается из ряда аналогичных персонажей. В отличие от массы себе подобных он сохранил некоторые трудовые навыки. По утрам иногда машет метлой у крыльца ближайшего магазина, то же самое делает у кафе. Сердобольные хозяйки заведений платят ему за работу 20–30 рублей. Крохотная денежка дает Юрию ощущение некоторой востребованности обществом: значит, не совсем еще изгой.

– Люди вас не обижают?

– Некоторые, наоборот, жалеют. Свои намного хуже, злее. Вчера ночью несколько мужиков напали, кое-как убежал и спрятался в подъезде. Теперь боюсь ночевать на старом месте.

Фактически Антонов лишен всех гражданских прав: у него нет жилья, документов, работы, медицинского обслуживания… Нет возможности помыться, лечь в теплую постель.

– Где собираетесь зимовать?

– Как и раньше, попрошусь в приют сестер матери Терезы.

– Там хорошо?

– Там кормят каждый день. Но там полы надо самим мыть, мне это не очень нравится.

– А мечта у вас какая-нибудь есть?

– Принять ванну и поесть горячего. Но вообще я хочу как можно скорее оказаться в яме. Ну, вы поняли: в яме, из которой не возвращаются.

 

На томском Юрии Антонове стильная кепка, дубленка, модные штиблеты. Все драное, грязное, дурно пахнущее, но с печатью прежней изысканности. «Откуда такое добро?» – «На помойке собрал»

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Комментарий

Проблема важная, но не первоочередная

Нелли Кречетова, уполномоченный по правам человека в ТО:

– Нет никакого сомнения в том, что государство должно поддерживать людей без определенного места жительства – создавать для них ночлежки, приюты. Да, многие из них сами виноваты в своем бедственном положении, но некоторая часть оказалась на обочине по объективным причинам: безработица, безденежье, отсутствие российского гражданства, регистрации по месту жительства. Обстоятельства могут быть разные. Однако, как уполномоченный по правам человека, я выбрала для себя другие приоритеты. Это защита людей в случае массового нарушения их прав со стороны властей разного уровня. Я много занимаюсь проблемой условий содержания заключенных в местах лишения свободы, а также проблемой взаимоотношений пострадавших с правоохранительными органами. То есть расследование дел, связанных с нарушением прав бомжей, задача важная, но для меня пока не первоочередная.

 

Томские бомжи в процентах

Пол

80% – мужчины,

20% – женщины.

Возраст

50% – 50–60 лет,

20% – 40–49 лет,

14% – 30–39 лет,

8% – 18–19 лет,

8% – старше 60 лет.

Образование

31% – среднее,

23% – неполное среднее,

21% – среднее специальное,

14% – высшее,

6% – неоконченное высшее,

4% – начальное.

Стаж бездомности

36% – 5–10 лет,

20% – 1–3 года

18% – более 10 лет,

16% – 3–5 лет,

10% – менее года.

Социальное положение до бездомности

90% – бывшие рабочие,

4% – бывшие служащие,

6% – никогда и нигде не работали.

(По результатам социологического исследования, проведенного в 2009 году среди клиентов городского центра социальной адаптации.)

Сколько их?

По оценке доцента кафедры социальной работы философского факультета ТГУ Константина Южанинова, который занимался исследованием проблемы бомжей, в 2007 году в Томске было около 2,5 тыс. человек без определенного места жительства. Сейчас их значительно больше, но определить точное число практически невозможно.

Кого считать бездомным?

В Англии таковым считается молодой человек, не имеющий отдельного от родителей жилья.

В России к категории бездомных относится любой гражданин РФ: а) не имеющий постоянного и (или) благоустроенного жилья; б) не имеющий такого уровня доходов, который позволяет произвести наем благоустроенного жилья.

(Проект ФЗ «Об основах федеральной политики в отношении бездомных».)

Где помогут?

– Департамент социальной защиты населения ТО: ул. Шевченко, 24, тел. 49-80-19;

– центр социальной адаптации г. Томска: Иркутский тракт, 69, тел. 66-57-18;

– приют сестер матери Терезы: ул. Бакунина, 7, тел. 65-07-38.

В центре социальной адаптации бездомных оказываются следующие виды помощи: временное размещение, питание, медосмотр, при необходимости – госпитализация, юридические, психологические консультации, помощь в восстановлении документов и трудоустройстве. За 2010 год помощь получили 1 047 человек.

Томичи – о бомжах

(цитаты с городских форумов)

«Я бомжа в своем теплом гараже приютил. Он бывший военный. У него есть жена и двое детей, все имущество переписали на себя, документы забрали. Я ему кое-что из своих вещей подобрал. Недавно помог устроиться сторожем на соседнюю стройку. Он уже не пьет. Ключами от гаража он распоряжается полностью. В общем, на доверии…»

«Сейчас нормальный работник никому не нужен, не то что бомж…»

«Бомж – это диагноз, не важно при этом, где он проживает. Это такой специфический образ мышления…»

«От сумы и от тюрьмы не зарекайтесь. Банально, но факт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − двадцать =