Зачем Эйнштейн ходил на пляж и другие откровения музыкального форума

Елена Штополь

Фото: Владимир Бобрецов,       Наталья Барова

_MG_1609

Услышать хор Смольного собора Санкт-Петербурга и один из лучших симфонических оркестров Европы. Узнать, с каким блюдом французской кухни можно сравнить музыку сибирского композитора. Насладиться выступлением пианиста-виртуоза Дениса Мацуева, который города, страны, часовые пояса и континенты в связи с напряженным гастрольным графиком меняет на раз. А значит, шансов, что в круговерти этих пунктов назначения возникнет Томск, скорее мало, чем много. Познакомиться с ансамблем «Маркелловы голоса», уникальным коллективом из Новосибирска, который исполнил для соседей фрагменты оперы с интригующим названием «Эйнштейн на пляже».

Десятки ярких впечатлений подарил томским меломанам Международный форум имени Эдисона Денисова. Бесконечный праздник музыки длился целый месяц. Концепцию форума, посвященного нашему знаменитому земляку, Томская филармония определила в двух емких словах – Вселенная Денисова. По замыслу организаторов в залах звучали не только произведения самого Эдисона Васильевича, но и музыка его современников, а также тех композиторов, чье творчество оказало на него влияние. Программа форума была рассчитана на самую широкую аудиторию слушателей: от детей и студентов до пенсионеров и профессуры.

В итоге на трех сценических площадках выступили 300 музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, а также Германии и Австрии. Провести такое небывалое по размаху музыкальное мероприятие в Томске стало возможно благодаря поддержке Министерства культуры РФ и областной администрации.

Виолончель, пристегните ремень!

Контрабас никогда не полетит на гастроли. Уж очень тяжеловесен и неповоротлив этот парень – проще взять инструмент у местного симфонического оркестра. Маленькие изящные скрипки музыканты без проблем возьмут на борт самолета – такая вот необременительная ручная кладь. А вот для виолончели придется покупать отдельный авиабилет и бронировать посадочное место. В былые времена находчивые музыканты спрашивали со стюардов дополнительную порцию бортового питания. Не важно, что кресло занимает виолончель – авиабилет ведь оплачен, значит, и обед полагается. А подкрепиться как следует перед выступлением ни одному музыканту не помешает. Сегодня, правда, такой номер уже не проходит…

Три десятка музыкантов Венского филармонического Штраус-оркестра приехали в Томск на международный форум. Основу репертуара этого прославленного коллектива составляют шедевры Гайдна, Брамса, Моцарта, представителей династии Штраусов. Музыкальный форум имени Эдисона Денисова подарил томичам уникальную возможность услышать один из лучших оркестров Европы. Кстати, Штраус-оркестр с его особым стилем и неоспоримым мастерством исполнения выступал в России впервые.

_MG_7021

Хотите понять музыку – ешьте устрицы!

Такое вкусное сравнение придумала вдова композитора, музыковед Екатерина Денисова-Брюжман, читая французам лекцию о творчестве своего знаменитого мужа.

– Есть музыка, которая прочно вошла в обиход и ни у кого не вызывает вопросов. Если человек, скажем, слушает симфонии Прокофьева, фуги Баха или сонаты Гайдна, это кажется в порядке вещей, – поясняет Екатерина Денисова-Брюжман. – А есть музыка более сложная, непривычная, как произведения Денисова. Ее нужно распробовать как новое экзотическое блюдо, прежде чем начнешь ею наслаждаться. Здесь как на кухне. Круассан и чашечка кофе – рядовой завтрак, а вот устрицы во время просмотра утренней прессы – лакомство на любителя. Но зато какое изысканное!

На открытие форума вдова композитора прилетела из Парижа, где живет уже более 20 лет. В этот город они переехали с Эдисоном Васильевичем, там же прошли последние годы его жизни.

На концерте, которым Томский академический симфонический оркестр дал старт масштабному форуму, звучала музыка Денисова: сюита из кинофильма «Безымянная звезда», пьеса «Живопись» и фрагменты из оперы «Пена дней». Кстати, оперные произведения своего земляка старейший коллектив Томской филармонии исполнял впервые. Зато в зрительном зале нашлись те, кто помнит концерт 1990 года, на котором присутствовал сам Эдисон Васильевич.

– Любовь к Томску Эдисон пронес через всю жизнь. И всегда много и с удовольствием рассказывал мне про ваш город, – призналась со сцены Екатерина Денисова-Брюжман. – На родину мужа я приезжаю во второй раз и не перестаю восхищаться Томском: его особенной атмосферой, одухотворенностью и необыкновенными людьми – теплыми, открытыми и очень радушными.

_MG_9297

Всему свету не по секрету

Аудитория слушателей концертов, которые прошли в рамках форума, превысила 200 млн человек! Этой фантастической цифры удалось достичь благодаря радио­станции классической музыки «Орфей». Она транслировала концерт Новосибирского академического симфонического оркестра, выступление Дениса Мацуева с томскими музыкантами и концерты других участников форума на Москву и европейскую часть России. Звучала музыка и в эфирах радиостанций – участниц системы Еврорадио Европейского вещательного союза. А это значит, что про Томскую область и ее богатую культурную жизнь узнали меломаны доброй половины земного шара.

_MG_4131

Саундтрек от маэстро

Одним из музыкальных аккордов форума стал легендарный вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Он прозвучал на творческом вечере композитора Евгения Доги, звездного гостя сибирского фестиваля. Томский симфонический оркестр исполнил 27 его произведений. К удовольствию местных меломанов сам маэстро несколько раз садился за инструмент – солировал на мелодике, клавесине и рояле.

Творческий вечер Евгения Доги добавил новой краски в музыкальную палитру, которой участники форума рисовали Вселенную Эдисона Денисова. Томский композитор тоже писал музыку для кино, она звучит в более чем 60 фильмах. Правда, причина обращения к киномузыке была довольно-таки грустная. В 1960-е годы, когда Эдисон Васильевич начинал свою творческую деятельность, авангардное направление было не в чести и вообще запрещено в официальной советской культуре. Так что создание музыки к фильмам, спектаклям и радиоспектаклям стало для Денисова вынужденной мерой – нужно было кормить себя и семью.

Зато эта «грустная причина» подарила Эдисону Васильевичу встречу и дружбу с режиссером Юрием Любимовым и артистом Игорем Квашой. А слушателям – любимые и незабываемые мелодии.

– Я не был знаком с Эдисоном Денисовым, но хорошо знаю его творчество и биографию. Они выдают вашего земляка как личность творческую и неординарную, – сказал Евгений Дога, отвечая на вопрос из зала.

Радуга для музыки

Первый и единственный день в Томске начался для этих ребят неожиданно – с пожарной тревоги в гос­тинице. Из-за этого мастер-класс, который участники московского ансамбля «Студия новой музыки» обещали провести для студентов музыкального колледжа, едва не сорвался. Правда, обошлось. Потому что этому квартету не привыкать к импровизациям. Как в жизни, так и на сцене.

Участников мастер-класса и томичей, которые пришли вечером на концерт, мучил один и тот же вопрос: что же это такое – новая музыка?

– Первые эксперименты со звуком начались еще в начале XX века, когда появился ансамбль солистов в нововенской школе, – рассказывает участник ансамбля скрипач Станислав Малышев. – Причина таких метаморфоз проста – век романтизма истощил возможности мелодической музыки. Тогда у композиторов появился интерес работать со звуком как таковым. Преуспели в этом русские, итальянцы и французы. У истоков русского авангарда стояли Мосолов, Рославец, Лурье и Шостакович.

Как луч света в преломлении делится на все цвета радуги, так и из одного звука можно извлечь разные краски. Музыкальный звук, который охватывает весь звуковой мир, становится доступным через нетрадиционные методы игры на привычном инструменте. Если, например, одновременно взять ля на скрипке – традиционно, а на виолончели другим приемом, возникнет стереозвучание. Или, например, такая краска, как вибрация. Иногда композиторы просят оркестрантов последнюю ноту сыграть с вибрацией. Она может быть интенсивной, а может и медленной, широкой – почти как сирена. Отсюда – непривычное звучание привычного произведения.

«Студия новой музыки» – неслучайный гость на томском форуме. Отец-основатель этого ансамбля Владимир Тарнопольский был учеником Эдисона Денисова. А пианистка квартета Мона Хаба работала с Эдисоном Васильевичем.

– Композиторов, которые были бы во время совместной работы так внимательны к музыкантам, как Эдисон Васильевич, я не знаю, – вспоминает Мона Хаба. – Что касается авангардных явлений в музыке, то Денисов всегда отмечал: сочинять произведения ради того, чтобы щегольнуть новыми приемами, неправильно. Они не должны быть самоцелью для композитора. Задача необычного звучания, которое достигается благодаря этим приемам, – расставлять звуковые акценты и делать музыку более выразительной.

_MG_8413

Кастинг в ошейнике

Думаете, это немыслимо: подойти к сцене прямо во время спектакля и погладить артиста по голове? Сказка «Малыш и Карлсон» на музыку Денисова в исполнении народного артиста России Юрия Стоянова и томского симфонического оркестра показала – такое бывает. И никакого криминала в этом нет.

«Нужна артистка, из местных. Некрупная, добрая, спокойная, которая не испугается громкой музыки и зрителей. Порода и наличие родословной значения не имеют». Такой привет от Юрия Стоянова получила Томская филармония на берегу, когда обговаривались условия участия московского артиста в форуме. Речь шла о собаке. Помните самый трогательный момент шведской сказки, когда Малыш, мечтавший о друге-щенке, получает его в подарок на день рождения? Лишить спектакль такого яркого и эмоцио­нального эпизода было бы неправильно.

60 псов разных пород и возрастов приняли участие в кастинге на лучшую собаку для Юрия Стоя­нова. Конкурс был серьезный, по всем правилам: полуфинал, в который вышли 25 участников, далее – тройка счастливчиков и, наконец, один победитель. Собачку, с которой он будет выходить к зрителям, Юрий Николаевич выбирал лично во время репетиции с оркестром. Все-таки не каждый пес спокойно перенесет публичность и будет как ни в чем не бывало сидеть на руках у актера. В итоге в партнеры по спектаклю актер взял спаниеля Альфа.

Появление на сцене живой собаки вызвало в зале бурю эмоций. Дети хлопали в ладоши, а самые смелые побежали к сцене, чтобы погладить песика. Мастер импровизаций Юрий Стоянов был не против и виртуозно обыграл это неожиданно предложенное обстоятельство.

Теперь у семьи Якушевых, хозяев спаниеля Альфа, есть вот такая фотография. Она будет напоминать им сразу о трех событиях: счастливом знакомстве с Юрием Стояновым, потрясающем спектакле и театральном дебюте своего четвероногого любимца.

_MG_0121

Сплошные формулы!

Постскриптумом томского форума стало выступление Патриаршего хора храма Христа Спасителя. В этот вечер для томичей прозвучали церковные песнопения, светская музыка и «Свете тихий» их знаменитого земляка.

За полчаса до концерта пытливые журналисты свой главный вопрос, который мучил их на протяжении всего форума, адресовали дирижеру хора Андрею Капланову. Хотелось понять: как все-таки нужно воспринимать музыку Эдисона Васильевича – эмоционально, на уровне чувств или же рационально, включая голову? Вопрос не праздный. Даже исполнители произведений Денисова подмечали: его музыка – это сплошные математические формулы.

– Прикоснувшись к творчеству Денисова, я могу сказать: его музыка ориентирована, прежде всего, на сочувствие и сопереживание. Не подключившись душой и сердцем, не сможешь ни исполнять произведения Эдисона Васильевича, ни слушать их, – отмечает Андрей Капланов. – Думаю, Денисова не случайно прозвали Моцартом XX века. Его музыка романтическая. И это притом что Эдисон Васильевич стал иконой музыкального авангарда второй половины?XX столетия.

Участники музыкального форума исполнили 15 произведений самого Эдисона Денисова. Это рекордное на сегодняшний день количество сочинений томского композитора, прозвучавших на его родине в рамках одного мероприятия.

На фестивале прозвучало около 200 произведений разных жанров, направлений и стилей. Среди них – несколько сочинений, премьера которых была приурочена к томскому форуму. Это моноопера Екатерины Приходовской «Последний лист», Пять псалмов для голоса и органа Дмитрия Ушакова и Концерт для скрипки с оркестром Э. Элгара.

В программу музыкального форума вошли 15 концертов, три творческие встречи и три мастер-класса.

В следующем году Томская филармония отметит свое 70-летие. Именно грядущему юбилею мы решили посвятить международный музыкальный форум имени Эдисона Денисова. Продумывая концепцию мероприятия, мы исходили из того, что Томск славится не только своими старинными традициями, но и инновационными проектами. Только в таком городе мог родиться композитор, который вошел в историю мировой музыки как авангардист.

Многочисленные концерты, которые проходили в рамках этого события, собрали в зале филармонии и органном зале более 15 тыс. слушателей. Мы надеемся, что форум станет доброй традицией музыкальной жизни региона.

Марина Шерина, директор Томской филармонии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *