Зачем стране гуманитарии?

эксперты «ТН» сошлись во мнении: чтобы стать успешными, гуманитариям придется потрудиться больше остальных

На минувшей неделе Томск посетил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. В числе вопросов, интересовавших вузовскую общественность, был и вопрос о перспективах гуманитарного образования в университетах. Ничего конкретного министр не сказал, однако поделился своим мнением:– Я знаю, что большинство людей, которые с трудом находят работу, – это гуманитарии. У них проблем больше, чем у технарей, – отметил Андрей Фурсенко – выпускник мехмата Ленинградского государственного университета. – Это касается не только нашей страны, но и многих других. И это проблема, которая в том числе приводит к определенной социальной напряженности, когда люди, получившие хорошее образование, потом не могут себя найти.

Горячая десятка

Между тем гуманитарные специальности стабильно держатся в топе самых востребованных среди абитуриентов направлений. Так, по данным рейтинга, составленного «РИА-Новости» и ГУ «ВШЭ», самый высокий конкурс в 2010 году был зафиксирован по специальностям «международные отношения», «востоковедение», «журналистика». В десятку самых популярных направлений попали также политология, иностранные языки, реклама, экономика. Однако список самых высокооплачиваемых и востребованных специальностей совсем иной, наибольшим спросом среди работодателей пользуются программисты, инженеры, менеджеры продаж.

В университет за корочками

– Есть три типа мотивов, которыми руководствуются абитуриенты, поступая на гуманитарные факультеты, – анализирует ситуацию заведующий кафедрой социологии философского факультета Виталий Кашпур. – Примерно четверть ребят выбирают гуманитарные науки по призванию: они действительно очень увлечены литературой, историей, философией. Социогуманитарные науки, такие как юриспруденция или экономика, молодые люди выбирают в расчете на высокий заработок. Третий распространенный мотив – компенсаторный, когда человек приходит в вуз не за образованием, а за дипломом: многим учеба на гуманитарных факультетах представляется наиболее легкой.

Согласно исследованиям, проведенным в ТГУ, больше половины выпускников классических гуманитарных факультетов не собираются работать по полученной специальности. Зато активно подрабатывают в ходе учебы и достаточно быстро устраиваются на постоянную работу после окончания вуза или даже во время учебы.

– Основной проблемой для гуманитариев является не отсутствие рабочих мест, а несоответствие притязаний молодых людей возможностям рынка труда, – продолжает Кашпур. – Структурной нишей для выпускников-гуманитариев является бюджетная сфера, но зарплата в ней одна из самых низких. В результате молодежь уходит в те сферы, которые позволяют им достичь желанного заработка.

Дайте работу, работодатель

В Центре занятости населения города Томска люди с высшим образованием составляют практически половину от всех обратившихся (43%). Из 5 730 предложений банка вакансий на служащих рассчитаны порядка 2 тыс. И только 150 из них можно назвать гуманитарными.

– Это вакансии педагогов дополнительного образования, учителей, юрисконсультов. Есть дефицит воспитателей, музыкальных руководителей. Необходимы переводчики, преимущественно с китайского языка, социальные работники, – говорит и.о. директора Центра занятости Наталья Шилова. – Ажиотажного спроса на гуманитариев не наблюдается.

Специалисты службы занятости предлагают выпускникам гуманитарных факультетов попробовать себя в роли менеджеров по продажам, очень востребованных у работодателей. Юристам предлагают пройти дополнительную подготовку по направлению «менеджер по персоналу».

– Все больше выпускников гуманитарных факультетов стремятся еще в ходе обучения получить второе высшее образование или дополнительную специализацию, – соглашается Виктор Кашпур. – Сегодня это уже стало тенденцией.

Хочешь жить – умей вертеться

– Традиционное гуманитарное образование не дает ремесла, – продолжает Виталий Кашпур. – Наши классические вузы реализуют модель Гумбольдтовского университета, зародившуюся в немецкой системе образования. Цель такого образования – вырастить гражданина, или, как говорили англичане, джентльмена, то есть в первую очередь морального и культурного человека. Кроме того, в процессе образования студент получает навыки работы со смыслами, понятиями, текстами – эти компетенции востребованы во многих видах деятельности, например в написании отчетов, аналитических записок. Студенты собственно гуманитарных специальностей понимают, что после окончания вуза не получат прикладного ремесла. И эту особенность гуманитарного образования они компенсируют на протяжении обучения своей собственной активностью.

– Наш декан говорил: вы выйдете из вуза и забудете 70% информации, которую вы получили в ходе обучения, – вспоминает выпускник исторического факультета ТГУ, руководитель томского подразделения молодежного туроператора STAR Travel Михаил Мамонтов. – Фразу декан не закончил. Но то, что он имел в виду, я потом сам прекрасно понял: эти 70% надо компенсировать практическими навыками, опытом, знакомствами, которые ты можешь получить в ходе обучения.

Михаилу удалось найти баланс между фундаментальным образованием и практическими навыками. Студент отделения международных отношений, он еще на четвертом курсе взялся за открытие томского филиала STAR Travel. Сегодня бизнес налажен: под началом Михаила трудятся семь человек, но он не собирается останавливаться на достигнутом, занимается развитием нового проекта – Future to go. Его задача – подготовить молодых специалистов к трудоустройству.

– С одной стороны, есть много молодых специалистов, которые не могут найти работу, с другой стороны – ощущается очевидный кадровый голод, – делится наблюдениями Михаил Мамонтов. – Наша задача – научить молодых правильно подавать себя работодателю.

И если с выпускниками технических специальностей все более или менее ясно (они обладают и фундаментальными знаниями, и практическими навыками, единственное, чего часто не хватает, – умения говорить и грамотно рассказать о себе), то работа с гуманитариями сложнее: люди не понимают, в каких областях и сферах они могут реализоваться.

– Для них необходимо построить карьерную траекторию, показать возможные варианты реализации, – объясняет Михаил.

Поменьше делать – побольше получать…

Перспективы карь­ерного развития приходится обсуждать со своими подопечными и Надежде Мухе, заместителю директора по инновационной деятельности в школе «Эврика-развитие»

– Найти ответ на вопрос «Куда меня примут на работу после окончания университета?» практически невозможно. Но есть и другая жизненная стратегия: можно самостоятельно «строить» свое место работы на протяжении обучения, можно создать свое предприятие, организацию или влиться со своей инициативой в уже существующую структуру. Сегодня молодые люди задаются вопросами: «Где бы поработать? Так, чтобы поменьше делать, побольше получать… Куда я пригожусь в готовом виде?». А никуда. Если вы не способны к самостоятельным действиям, инициативе, вы сегодня никому не нужны. А умение преобразовать ситуацию вокруг себя – это такая компетенция, которую ни математической, ни естественно-научной, ни гуманитарной не назовешь.

 

Константин Нотман

«Нужны люди с широким кругозором»

Константин Нотман, выпускник философского факультета, генеральный директор ОАО «Сиб­электромотор»:

– Считаю, что в стране сейчас остро стоит вопрос о необходимости повышения общего уровня гуманитарной культуры всего российского общества. Речь не идет о неких отдельных профессиях. Зачастую я сталкиваюсь с мнением о том, что выпускник технического вуза должен знать лишь свою профессию, например инженера-электрика, а такие знания, как мировая история, русская литература и родной язык, – лишь ненужная нагрузка на плечи будущего квалифицированного инженера. Обращаясь же к своему личному бизнес-опыту, скажу, что самые квалифицированные, способные к творческой генерации технари – те люди, которые имеют просто широкий кругозор, те, кто читает художественную литературу, знает историю своей страны, понимает и четко осознает взаимосвязи тех или иных исторических процессов, в том числе и через призму своего профессионального ремесла. Бесспорно, огромное значение, в том числе и для работодателя, имеет способность выпускника современного вуза четко изложить свои мысли в виде грамотного и читабельного текста. Без должного уровня именно гуманитарной культуры подобный навык просто не развивается и впоследствии сказывается на «ликвидности» данного специалиста на рынке труда.

В конце 2011 года правительство утвердило перечень профессий, необходимых для модернизации и технологического развития экономики. Представители этих специальностей с 2012 года смогут претендовать на 3 тыс. президентских и 5 тыс. правительственных стипендий. В список вошли 93 профессии и специальности. В основном технические. Гуманитариям в этом списке места не нашлось.

Анекдот в тему:

– Что бы вы сказали выпускникам современных гуманитарных вузов?

– Два латте без сахара, пожалуйста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *