«Здравствуйте. Бюллетень обработан. Спасибо»

УИК № 43, общежитие № 16 ТПУ,

Семь часов утра. Дверь в актовый зал общежития № 16 ТПУ на ул. Вершинина, 46, где обустроена УИК № 43, закрывается изнутри на ключ. Мы начинаем тестирование комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которыми оборудованы все избирательные участки Кировского района. Мы – это члены УИК и ваш корреспондент в качестве наблюдателя. Председатель УИК Светлана Эрдман выдает под роспись 16 тестовых бюллетеней – по 8 на каждый КОИБ. Сняв считывающие устройства, операторы машин предлагают мне и членам комиссии посмотреть внутрь КОИБов, хотя и так видно, что урны пусты – они прозрачны на 90 процентов. Тест проходит идеально. Каждый из КОИБов отказывается принять по одному бюллетеню неустановленного образца – без печати УИК. Остальные семь посчитаны правильно. Два недействительны – на одном нет ни одной отметки, на втором – несколько. Из оставшихся пяти голоса тестовых «избирателей» распределяются равномерно – каждый из кандидатов получает по одному голосу.

Владимир Путин получил у молодых избирателей только 46,9% (в среднем по Томску – больше 51%, по области – 57%). Во-вторых, молодежь проявила большую симпатию к Михаилу Прохорову – аж 28,5 процентов. Результат по области в три с лишним раза меньше – 11,57%.
Наблюдатель от КПРФ была расстроена 11,5% Геннадия Зюганова (по области – 18,85). Аутсайдер Евгений Миронов получил у студентов только 2,5 %.

Опечатываем системный блок видеокамер – предварительно мне дают убедиться, что одна из них «накрывает» столы, за которыми члены УИК будут выдавать избирательные бюллетени, а вторая показывает оба КОИБа. (Через час с небольшим все УИК получат телеграмму зам. министра связи с приказом вскрыть системные блоки. Мы решили – чтобы наблюдатели могли убедиться, что камеры показывают то, что нужно. И время от времени проверяли две картинки в открытом блоке. Но в понедельник председатель облизбиркома пояснил, что приказ был вызван технической необходимостью – чтобы аппаратура не перегревалась).

Проверка правильности брошюровки списков избирателей (почти две тысячи разделены на шесть тетрадей, седьмая – для голосующих по открепительным удостоверениям и по каким-либо причинам не внесенным в список), проверка увеличенной копии бюллетеня (ватман на стене)… Формальности, формальности – и вот уже почти час прошел. Подходят наблюдатели от КПРФ (женщина в возрасте), Владимира Путина (девушка от ассоциации молодых юристов) и ЛДПР (молодой человек). Без 10 минут восемь в дверь заглядывает первый нетерпеливый избиратель. Его останавливают – КОИБы еще не включены для голосования…

А дальше 12 часов рутинной работы. Наблюдаю, проверяют ли члены УИК наличие регистрации избирателей. Сделать это легко – временная регистрация дается студентам на год, и это не штамп в паспорте, а отдельная бумага. А все избиратели УИК № 43 – студенты пяти общежитий ТПУ (соседний УИК № 93 на Вершинина, 48 – еще шесть общежитий). Рассматриваю, как вставляются бюллетени в КОИБы – чтобы один человек не вставил несколько. Но такого нет, и я главным образом сочувствую операторам КОИБов – несмотря на предупреждение членов УИК не сворачивать-складывать бюллетень, таких случаев немало, и машина не может с первого раза принять лист. Но вот он расправлен, и женский голос КОИБа произносит: «Здравствуйте. Бюллетень обработан. Спасибо».

От полной рутины спасают две вещи. Во-первых, за день по заранее составленному маршруту уже в качестве журналиста три раза обошел четыре близлежащих УИК. Везде одно и то же – председатели и секретари УИК доброжелательны. На каждом УИК от двух до четырех наблюдателей, и они говорят, что нарушений не отмечают. Активность избирателей подозрений не вызывает – никаких отклонений. Например, на 11.45. число проголосовавших на всех УИК, почти равных по числу избирателей (1,8-2 тысячи) колеблется в пределах 783-752 человек.

Во-вторых, забавляет внешний вид студентов и студенток, спускающихся проголосовать с верхних этажей общежития. Невообразимое разнообразие тапочек, шлепанцев, сланцев – чаще на босую ногу. Такое же разнообразие в шортах, майках, футболках, свитерах. И сочетания бывают фантастические. Вот ближе к обеду пришла заспанная девушка в коротких шортах бледно-розового цвета, растянутой желтой майке и фиолетовых сланцах. И стоит себе в короткой очереди среди пришедших с улицы и обычно одетых парней.

– Ну, чуть ли не в трусах, – тихо говорит мне одна из членов УИК.

Ей, сотруднице администрации общежития, немного неловко перед посторонним человеком за внешний вид студентки. А члены УИК № 93 избирателей подобного вида ласково-иронично прозвали «сланцами»…

В 19.55 приходит последний избиратель. Увы, но девушка забыла взять с собой бланк регистрации. Так что на выборах президента РФ сможет проголосовать только через шесть лет.

После слегка нервозного двойного пересчета выданных и оставшихся бюллетеней, а так же открепительных удостоверений цифры сходятся. А вот затем подводить итоги голосования на КОИБе просто удовольствие – 21.10 получаю на руки заверенную копию протокола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + двенадцать =