Зеленый брат в Изумрудном городе

Площадь около НПЦ «Полюс» – едва ли не единственное место в городе, где можно встретить цветочные клумбы...
Площадь около НПЦ «Полюс» – едва ли не единственное место в городе, где можно встретить цветочные клумбы…

Пару-тройку лет назад в одном провинциальном городе, очень гордящемся своим «родством» с писателем Волковым, открыли торгово-развлекательный центр, а вместе с ним – скульптуру, изображающую девочку Эли и Железного Дровосека. Тогда некие особо креативные городские культуртрегеры высказали идею: организовать тур по волковским, так сказать, местам. Основная фишка заключалась в том, что Томск (по их версии) и есть Изумрудный город. Видимо, ребятки или вообще не читали сказку Волкова, или сильно ее забыли. Потому что получается очень смешно. И грустно одновременно – ведь на многие томские реалии и впрямь лучше смотреть сквозь очки, розовые или зеленые. Чтоб «красивше» было.

Цветы запоздалые

Восемь месяцев в году у нас сплошной колористический минимализм – черно-белая палитра с вкраплениями коричневого. Так еще и на девятый нас лишают красок. Последнее ноу-хау городских властей – сокращение тюльпанов. Их вычеркнули в целях экономии. И что любопытно: с недавних пор наш муниципалитет полюбил спрашивать у томичей всякие разности. Какой именно вариант памятника поставить, к примеру, или там фонари. Профессионалы от гласа народа, бывает, в обморок падают. Но власть стоит на своем: типа vox populi – vox dei (голос народа – голос бога). Но прошлой осенью народ проголосовал совершенно недвусмысленно – 82% пожелавших высказать свое божественное мнение были за тюльпаны. Помнится, тогда хихикали: а давайте проголосуем, нужен ли городу, к примеру, асфальт? Или радикально – мэрия… Над собой, между прочим, смеялись! Несмотря на дружное мнение горожан, власти решили именно за счет первых весенних цветов оздоровить бюджет. Сэкономили аж 30 тысяч. Деревянных. Эти деньги определенно сделают городу погоду. Озолотимся!

Экономия сейчас в тренде. И картина, иллюстрирующая этот тренд, представляется сразу: сидят городские чиновники и маются: «Что бы нам такое оптимизировать? Врачей – не получится, их и так осталось всего ничего, да они теперь и не городские; учителей – та же история, хоть они и свои пока; сирых-убогих – вообще тронуть не моги. Ну не себя же обрезать?!» И тут одну гениальную голову осенило: «А давайте оптимизируем тюльпаны! Что, в самом деле, за излишества: на какой-то один месяц цветы высаживать! Не баре, и без тюльпанов перетопчутся».

В итоге всю весну (а она, как на грех, выдалась в основном теплой) мы прожили с голой землей вместо уже привычных тюльпанных клумб. Даже возле «Белого дома». Про клумбу, где раньше росли знаменитые французские розы, вообще без слез не вспомнишь! Так-то бы все ничего… Перед приезжими стыдно. Все-таки умный, практически европейский город. Чем он встречает гостей?

На площади возле вокзала Томск-1 тюльпаны все же выросли. Похоже, в прошлом году луковицы не выкопали, и некоторые взошли. Получилось даже трогательно: на зеленой травке колышутся ветром редкие цветочки. Но вскоре рядом вылезли сурепка и порей. Это уже, братцы, перебор.

Выкосить все, что выросло

Заодно с тюльпанами срезали стрижку газонов. Честно говоря, к этой теме у меня особое отношение. Хотя бы потому, что газонов как таковых в Томске вообще очень немного и располагаются они в центральной части проспекта Ленина и частично Кирова. И те в основном находятся в состоянии далеко не идеальном. Все остальное – это более-менее (часто скорее менее, нежели более) поросшее травкой пространство. Скошенное или не скошенное, выглядит оно одинаково колхозно. Причем даже чисто терминологически газоном сие назвать сложно.

Газон (от фр. gazon – трава, торф) – участок земли с искусственно созданным травяным покровом; травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции (ГОСТ 28329-89).

Газоны (декоративные, бывают еще спортивные и спецназначения) подразделяются на:

  • партерный – газон, создаваемый в наиболее парадных местах объекта озеленения, однородный по окраске, густоте и высоте травостоя;
  • мавританский – создаваемый посевом злаковых и цветущих растений;
  • луговой – газон или улучшенный естественный травяной покров, содержащийся в режиме луговых угодий, которые скашиваются не чаще раза в год и не более 30–50% их поверхности;
  • разнотравный – допускающий естественную для произрастания растений высоту, но не более 60–80 см на поворотах и перекрестках дорог.

Исторически в Томске – впрочем, как в большинстве наших городов – за комильфо держат только газоны партерные, или английские. При этом, разумеется, многие не имеют ни сил, ни средств, ни в общем-то желания ухаживать за ними как следует: удобрять, вовремя подсеивать траву, обрабатывать гербицидами и поливать. В итоге вместо газонов мы имеем унылое нечто. И его тем не менее упрямо и упорно стрижем – триммерами (что является грубым нарушением) и независимо от погоды (в жару постриженные газоны желтеют и лысеют). Стоит ли удивляться, что газоны хиреют и вообще перестают выполнять свою основную функцию – поглощать углекислый газ?

С некоторых пор в городе стали регулярно стричь еще и всю дворовую растительность – вполне себе дикое и местами симпатичное разнотравье, бурно колосящееся в любом более-менее просторном дворе. Несмотря на протесты местного населения, все это богатство тоже идет под нож. Точнее, под тот же триммер. Бессовестно оголяя весь мусор, который так милосердно прикрывают эти «мавританские» сорняки. Потому что денег у властей хватает только на «укос» (замечательное изобретение канцелярита!), но никак не на «подмёт» и не на «мусороубор»: нога дворника отродясь не ступала на эти «газоны»-пустыри!

Злодеям с триммерами не только крапива-лебеда по плечу: нередко их жертвами становятся бабушкины ирисы и незабудки, растущие возле подъездов. Как не вспомнить томский лозунг времен Егора Лигачева: выкосим все, что выросло!

Борьба против «английских» газонов и «укоса» дворов разворачивается во многих городах. Особенно активно – в Москве. В Интернете можно найти даже образец заявления в прокуратуру на этот счет: покос травы где ни попадя является нецелевым расходом бюджетных средств! А это уже, извините, статья.

DSC_0814

Вместо эпилога, или Почем нынче известка?

Если говорить об экономии, то даже по статье «благоустройство» можно найти множество пунктов, которые так и просятся под нож. Причем их можно «оптимизировать» без всякого ущерба для города. Самый простой пример: кто-нибудь может внятно объяснить, зачем у нас белят тополя? Да что там тополя, известкой мажут сирень, липу и даже… березы и елки! Защита от вредителей или солнечных лучей? Бред, в такой защите нуждаются только плодовые деревья. Да и то специалисты спорят о действенности этого дедушкиного метода. Что касается эстетики… ну да, наверное, у кого-то стройные ряды побеленных по пояс деревьев (темный верх, белый низ – почти как в школе, только наоборот) вызывают ностальгические воспоминания о босоногом колхозном детстве или, к примеру, о дембеле. Но при чем здесь дизайн городской среды?

Побелочные рецидивы случаются и в столице. Не в центре, конечно, но где-нибудь «на районе» – запросто. Хотя в московских правилах благоустройства имеется прямой запрет на такие украшательства. Кстати, «ноги» у него растут из приказа уже несуществующего Госстроя: «Побелка стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах запрещается. Побелка может производиться (только известью или специальными составами для побелки) на отдельных участках и объектах, где предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.)». В Интернете можно встретить разные мнения юристов, является этот документ образца 1999 года действующим или нет. Вроде бы его никто не отменял… Но одно можно сказать с определенностью: никаких приказов, указов и регламентов, приписывающих побелку деревьев на улицах, в парках и скверах, нет.

Почему же, экономя на прекрасном, мы с маниакальным упорством тратим и тратим деньги на бесполезное и эстетически сомнительное? В свое время бывший мэр Томска Александр Макаров говаривал: «Деревья белить надо. Стоит это копейки, а народ видит, что о нем заботятся».

Так позаботьтесь о нас как-нибудь по-другому. За те же деньги.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 2 =