Жители села Ягодного создали уникальную сельскую летопись

В России 33 населенных пункта с названием Ягодное. Но вряд ли хотя бы один из них, даже затерявшийся в перечне «ягодных» сел и деревень город Ягодное в Магаданской области, может похвастать собственной летописью – книгой своей истории. А вот наши ягоднинцы, из Асиновского района, могут. Увесистый том «Села родного отражение» появился здесь несколько лет назад, к 100-летнему юбилею поселения. В преддверии Дня России книга эта читается по-особенному – тысячи жизней, переплетаясь в истории отдельно взятого села, отражают судьбу всей страны. Порой нелегкую и горькую, но нашу судьбу.

 Пролог

В начале ХХ века страну захватил процесс миграции: крестьян, желающих получить собственный кусок земли, власти перебрасывали в отдаленные волости, где пустующих площадей стояло немерено. Сибирь же всегда считалась местом крайне не подходящим для земледелия – холодные зимы, дождливое лето да и сама местность – болота да кочки, поэтому желающих поехать сюда на ПМЖ было немного. Но смельчаки все же находились. В 1909 году посреди красивейшего березняка образовалось небольшое поселение – будущее Ягодное. Поначалу здесь обосновались всего 12 семей, приехавших в Новокусковскую волость из Могилевской губернии. Кстати, первые три года существования Ягодное носило совсем другое имя – Желановка, произошедшее от названия участка – Желанный. На нем и образовалась деревня, разросшаяся позднее до размеров села. Старожилы говорят, что Желанным участок стал именно благодаря своей непопулярности. Обладающий хорошим чувством юмора сотрудник переселенческого отряда, устав выслушивать в ответ на предложение поехать в Сибирь фразу «Не желаю», и придумал для этих земель такое имя.

Глава 1

«400 – наш размерчик»

Биография села, дополненная воспоминаниями старожилов, эмоциями современников, огромным количеством публикаций в прессе и массой интересных архивных справок, – содержание ягоднинских «летописей». Карамзиными местного масштаба выступили две здешние знаменитости: журналист Светлана Ривина и член совета Ягоднинского сельского поселения Жанна Жигульская. Всего за два года им удалось собрать и переработать материал для 400-страничной книги. Писательницы единодушны: сборник – дань памяти и уважения односельчанам, людям, благодаря которым появилась и расцветает их малая родина.

– Идея написать историю села витала в воздухе давно, – говорит редактор сборника Светлана Ривина. – Переломный момент наступил, когда мы узнали, что Ягодному вот-вот должно стукнуть 100 лет. Кто-то из организаторов Дня села, который в 2008 году проводился впервые, заметил это, готовя историческую справку к празднику. Я поняла: книга должна появиться – сейчас или никогда! Времени на раздумья не оставалось, с предложением о создании книги я обратилась к соседу и другу моей семьи главе поселения Геннадию Баранову. Он инициативу поддержал c удовольствием и выразил готовность помогать. Совет села тоже единогласно высказался: «Пишем!»

За пару месяцев женщинам удалось утрясти все организационные вопросы, даже финансовые, и вплотную заняться творчеством.

– Центральное место в книге мы отвели анкете, отвечая на вопросы которой люди вспоминали историю жизни своей семьи в Ягодном, – рассказывает, с чего начиналась книга, Жанна Жигульская. – Обошли все дворы земляков, постарались поговорить с каждым. Штудировали номера местных газет. И даже пошли на штурм Томского областного архива – как в свое время историк России Николай Карамзин, собирали информацию обо всех сколько-нибудь важных вехах становления Ягодного… В таком ритме и жили два года: Светлана – в упряжке, я – в пристяжке, но, несмотря на все наши старания, к 100-летию закончить книгу не получилось. В ходе подготовки сборника нашлось очень много интересных материалов, поэтому уместиться в 100 ранее запланированных страниц не получилось. 400 – вот наш размерчик, – смеется Жигульская. – Мы легких путей не ищем…

Глава 2

А мама по-прежнему моет раму

Ягоднинцев всегда отличала необыкновенная тяга к знаниям. Здесь даже магазин продуктов и товаров первой необходимости появился позднее, чем открылось первое учебное заведение. Через три года после образования села, не успев еще толком обжиться и оглядеться по сторонам, жители Желановки обратились к сильным мира сего с просьбой построить в деревне учебное заведение. Губернские власти согласились и в 1914 году выделили нужную для строительства сумму. Однако начавшаяся Первая мировая, а затем и Гражданская война спутали все карты. Начальное образование маленькие ягоднинцы начали получать только в 1920-м. Деньги на покупку здания сельчане собирали всем миром. Но радость продлилась недолго: через 17 лет школа сгорела. Не дожидаясь помощи властей, новое здание сельчане возводили собственноручно, на свои кровные.

Распахнув свои двери накануне Второй мировой войны, местная школа по сей день учит в своих стенах уму-разуму все новые и новые поколения ягоднинцев, которые каждую осень старательно выводят на классной доске «Мама мыла раму»…

Стремление к просвещению в этом небольшом селе подтверждает и то, что Ягодное – один из немногих населенных пунктов области, где долго, почти 5 лет, просуществовала своя многотиражная газета «Сельчанка».

– Книга – это некий апофеоз и журналистского труда местных жителей, – считает Светлана Ривина. – Раньше, в 1970–1980-е годы, нам постоянно приходилось писать однотипные тексты о надоях молока, качестве льна… Тогда казалось, что эти факты никому не интересны. Однако при подготовке книги нам очень пригодилась эта информация. В итоге в сборник вошло около сотни журналистских работ, когда-то публиковавшихся в газетах «Сельчанка», «Образ жизни», «Причулымский вестник», в томских изданиях.

 Глава 3

Чудеса просто так не случаются

На презентации книги творилось что-то невероятное – такого количества гостей здешний Дом культуры никогда не видывал. Казалось, что собрались все, кто имел хотя бы какое-то отношение к Ягодному: местные жители, бывшие ягоднинцы, гости из Томска и Асина. Книга была принята на ура. Выход сборника спровоцировал настоящий культурный взрыв в Ягодном. Вдохновившись книгой, селяне стали все больше интересоваться прошлым родного края. Местная ребятня полностью восстановила историю школы и даже создала Музей образования. Его смотрители взяли на себя миссию по сбору информации о том, чем село живет сегодня, чтобы когда-нибудь на основе уже этих материалов выпустить очередную ягодную летопись. Как символ этой договоренности Ривина и Жигульская преподнесли школе во время презентации книги чистые белые листы в виде книжного томика с названием на титуле: «Села родного отражение». Том 2 (2010–2110 гг.). Шольники с трепетом приняли из рук авторов подарок.

Еще одно событие, толчком которому послужил выход местной «летописи», – обнаружение в целости и сохранности рукописной книги директора когда-то эвакуированного в эти места из Ленинграда детского дома.

– Это бесценная для нас реликвия. На сотне страниц – истории каждого воспитанника детдома. Долгое время рукопись считалась безвозвратно потерянной, – рассказывает Светлана Ривина. – Когда-то она хранилась в местном Музее истории, но после его закрытия пропала. 20 лет ее повсюду искали. И среди документов – экспонатов музея, и в архивах Асина, Томска, бросали клич землякам… Все безрезультатно. А после выхода «Села родного…» книга неожиданно нашлась – ее принес один из местных жителей. Вот такие чудеса.

 Эпилог

Болота да кочки, испугавшие когда-то первопоселенцев, в итоге покорились силе и воле трудолюбивых людей. Сейчас ягоднинцы, как и сотню лет назад, живут в основном сельским хозяйством. Правда, когда-то знаменитое на всю область льняное производство распалось, но на его месте образовались новые сельхозпредприятия. Сегодня здесь успешно работают два крупных молокоперерабатывающих производства и несколько компактных животноводческих ферм. Благодаря книге потомки первопоселенцев теперь знают, чего стоило их предкам нынешнее благополучие. Люди живы, пока жива память о них.

 

 

Большую часть денег на создание книги собрали сами ягоднинцы. Около 130 тыс. рублей пожертвовали местные предприниматели и фермеры. Еще около 30 тыс. поступило из казны поселения. Этих денег хватило на то, чтобы выпустить 300 экземпляров «Села родного отражение».

 

Мы… имеем суждение относительно того, что во всех краях земли Русской распространяется просвещение и народообразование, отчего получается культурное возрождение страны. Но так как у нас в обществе не имеется никакой школы, то как были, так и остаемся мы – старая невежественная темень… Постановили: так как мы, жители поселка Ягодного Ишимской волости Томского уезда, переселенцы из России, не перешли еще на положение старожилов, желаем войти с ходатайством перед переселенческим Управлением о выдаче нам пособия на постройку школьного здания в размере 3 тысяч рублей.

Из приговора Ягодного сельского схода от 9 мая 1912 года

 

Путь к просвещению селяне находили и до появления собственного учебного заведения. Каждый день местным ребятишкам приходилось преодолевать около10 кмдо деревни Маложирово, где ссыльный студент учил их грамоте и арифметике. Правда, на эти занятия допускались исключительно мальчики.

 

Больше всего книгу оценили те, кто давно покинул родное село. Ягоднинцы сегодня живут во многих уголках России: от Якутии до Москвы. Да и за рубежом их хватает. После выхода книги около десятка экземпляров разлетелось по городам и весям. Многие из бывших ягоднинцев признавались: эта книга для них как глоток живой воды, возможность хотя бы виртуально вернуться в родное село.

Жанна Жигульская

Дядя Арсений Невмержитский (слева) и его племянник Иван Петров (справа) – прямые потомки первопоселенцев Ягодного – играют в города на куче пиломатериала. Племянник в этом году окончил начальную школу, а дядя только собирается в первый класс. Но географию России мальчишки знают уже неплохо

Юрий Алексеевич – потомок первопоселенцев Королевых. Его дом виден издалека: деревянные кружева на фасаде и наличниках, резной забор… Все это великолепие – дело рук хозяина, профессионального плотника. Юрий, отдав половину жизни местной школе (работал учителем труда), сейчас на заслуженном отдыхе. С супругой держат небольшое хозяйство: корову и несколько курочек

Василий Коряков – ягоднинская легенда. Учитель биологии, он без малого 30 лет директорствовал в местной школе. Его старания и умение сплотить учеников и учителей выводили СОШ на лидерские позиции среди учебных заведений района. Выпускники вспоминают: благодаря доброжелательности Василия Ивановича в школе всегда царила почти домашняя атмосфера

В семье Носковых к сельскому хозяйству в той или иной степени имеют отношение все. Ольга Ивановна содержит небольшой огородик и прелестный цветник. Глава семьи, Александр Викторович, в свободное время пашет огороды односельчанам, да и другой сельской работы не чуждается. Их сын Алексей основательно взялся за животноводство: держит большое свиное поголовье, в будущем планирует завести и молочное стадо. Для семьи Носковых, как и для десятков династий в Ягодном, сельское хозяйство – реальная возможность жить в достатке

Светлана Ривина переехала в Ягодное, когда ей только-только исполнилось 7 лет. Здесь окончила школу, вышла замуж, стала мамой. Здесь похоронены ее родители. Но родное село пришлось покинуть – переехала в Асино. Сманила ее интересная работа журналиста и новые перспективы. Но в Ягодном бывает часто – родные места не отпускают

Жанна Жигульская по специальности кадровик. Не один десяток лет проработала в отделе кадров крупного предприятия в Казахстане. Говорит, с тех пор и осталась привычка внимательно относиться к разного рода бумажкам и собирательству. В ее личном архиве несколько внушительных стопок белых листов, на которые аккуратно приклеены вырезки из газет – так Жанна Григорьевна собирает историю села. Приехав в Ягодное к детям и внукам, Жигульская очень быстро стала здесь своей.

А еще она знатная мастерица – из овечьих шкур шьет потрясающе домашние тапочки. Такие есть, без преувеличения, у половины ягоднинцев. Жанна Григорьевна дарит их односельчанам

Слова не выкинешь

…Когда я закончу школу, пойду учиться в техникум, где получу профессию архитектора. Вернусь в родное село и буду помогать восстанавливать разрушенное сельское хозяйство. Будем строить фермы, закупим коров, свиней, телят и лошадей. Я, как архитектор, начну строить дома с надеждой, что из города вернется молодежь. Закуплю технику, чтобы можно было обрабатывать поля, садить зерно и продавать его на сторону, чтобы был оборот денег в совхозе…

Катерина Сидельникова, 5-й класс

…Когда я вырасту, то стану, наверное, представителем нашего села. Я буду расширять магазины и строить новые. Построю новый детский сад, а то сейчас он находится в Доме культуры на втором этаже. Открою библиотеку. Будет еще танцевальный клуб, где люди будут разучивать разные танцы. …Много еще надо построить – побольше деревянных теплых домов, чтоб из города и других деревень к нам приезжали. Я уверена, что наше Ягодное будет и дальше расти и развиваться

Елизавета Воробьева, 6-й класс, правнучка первопоселенцев Воробьевых

…Я думаю, что Ягодное когда-нибудь станет городом: здесь будет больше школ, разных достопримечательностей. Правда, у нас в селе и так много всего, например контора, школа, детский сад, Дом культуры, пяти- и двухэтажные здания. Я хочу, если село станет городом, жить здесь и работать. Здесь я вый­ду замуж, и мои дети здесь будут учиться. Я бы хотела, чтобы у нас был еще зоопарк и городской сад, как в Томске.

Дарья Матюшина, 6-й класс

(цитаты из книги)

2 мысли о “Жители села Ягодного создали уникальную сельскую летопись”

  1. где можно приобрести данную книгу об истории ягодного? фамилия моей бабушки девичья митягина. напишите если есть какаято информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − шесть =