Жизнь на передовой «Кругом немцы, а у нас даже оружия нет…»

DSC00198

За годы Великой Оте­чественной войны Михаил Поливанов пережил блокаду Ленинграда, побывал на трех фронтах, а победу встретил в Чехословакии. Ветеран, отметивший прошлой осенью 90-летний юбилей, признается, что уже начал забывать подробности боевых действий. Но некоторые моменты помнит отчетливо. А в последние годы война начала ему сниться.

Михаил Поливанов попал на фронт в середине 1942 года в неполные 18 лет. Он оказался под Ленинградом, где в августе был сформирован отдельный батальон автоматчиков для обороны города. Ленинград пережил 872 блокадных дня, 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.

– Приезжаем в Ленинград, идем по городу, и то тут, то там разрываются снаряды. Под артиллерийский обстрел попали. Кругом немцы, а у нас даже оружия нет. Какие-то карабины нам выдали только в сентябре. До этого я даже винтовку в глаза не видел. Но обучать нас было некогда. Быстро показали, как что делается, и сразу выгнали на передовую, разместили в подвалах на окраине города. До позиций врага было всего несколько десятков метров. Так в траншеях мы провели почти полгода. Фашист стоял на месте, не наступая и не отступая.

В начале 1944 года Красная армия под Ленинградом перешла в наступление. В бой вступила и 72-я Павловская стрелковая дивизия, в которой воевал Михаил Поливанов. К тому времени он уже был связистом – обеспечивал связь командира дивизии генерал-майора Ястребова с полками. В первый же день наступления дивизия отбросила врага на 10 километров. Но через несколько дней под Нарвой понесла страшные потери – из 15 тыс. человек в живых осталось только 300.

– Под Нарвой фашист нас полностью разбил. Оставшихся в живых посадили в вагоны, привезли обратно в Ленинград. Там дивизию фактически сформировали заново и направили нас в сторону Финляндии. Мы участвовали в освобождении Выборга и Карельского перешейка. После этого – снова в Эстонию, под Нарву… И там мы находились около года. А в 1945-м воевали в Восточной Пруссии и Польше.

До Берлина дивизия не дошла 70 километров. Михаил Поливанов встретил Победу на границе Германии и Чехословакии. Как это было, ветеран помнит очень хорошо: время стерло из памяти многое, но не это.

– Мы заняли город Дрезден. Шли по нему 7 мая и видели, что немцы вывешивают в окнах белые флаги. Но продолжали двигаться: кто знал, что это могло значить на самом деле? На следующий день появилась информация, что война вроде как кончилась. Мы как раз нашли склад, где было много продуктов, сигар, медицинского спирта. Загрузили полную повозку. Приехали взводом (18 человек) в один из домов, сдвинули столы на втором этаже, диваны поставили… И выпивка была, и закуска. И мы как сидели, так и уснули.

Официальное подтверждение появилось на следующий день. Дивизию Поливанова, которая уже была в Чехословакии, направили в Венгрию. Там Михаил Антонович прослужил еще почти два года. А в 1947 году вернулся домой – в деревню Новую, которая находилась на территории нынешнего Первомайского района Томской области.

– Когда приехал домой, увидел, что у родственников нет даже картошки и нет денег, чтобы купить семена. Но нам помогли, дали килограммов 30, посадили. И начали жить потихоньку. Я с 1947 года работал бригадиром в колхозе имени Степана Халтурина. Через 17 лет колхоз закрыли, деревню ликвидировали. И мы переехали в Березовку. Жена устроилась на работу в школу, а я занимался разными делами – работал грузчиком и столяром в сельпо, держал пасеку. Мы получали полторы тонны меда!

На пенсию Михаил Антонович ушел в 1984 году, но свою пасеку еще держал, в общей сложности занимался пчелами более полувека. Прошлым летом еще садился на велосипед. Сейчас ветеран редко встает с кровати, но до магазина дойти вполне может. На здоровье не жалуется: конечно, в таком возрасте совсем без проблем невозможно, но сердце у него, по словам врачей, крепкое. Основную работу по дому делает 74-летняя Надежда Камигачева. С Надеждой Андреевной Михаил Антонович живет уже более 15 лет. Иногда Поливанова навещает дочь, а также внуки и правнуки. Ветеран редко смотрит телевизор, но почти всегда слушает радио. Конечно же, очень тяжело переживает события на Украине, тем более что ему приходилось воевать на Украинском фронте. Михаил Антонович признается, что раньше старался не вспоминать о войне, жить настоящим днем. Но в последние годы бои ему начали сниться. Причем именно те, в которых он принимал участие. И выглядит все очень натурально.

Жена Михаила Антоновича 37 лет проработала учительницей начальных классов. Она умерла в 1993 году на 70-м году жизни
Жена Михаила Антоновича 37 лет проработала учительницей начальных классов. Она умерла в 1993 году на 70-м году жизни

 

Эта грамота, подписанная командиром дивизии генерал-майором Ястребовым, – один из немногих документов военных лет, которые остались у Михаила Антоновича
Эта грамота, подписанная командиром дивизии генерал-майором Ястребовым, – один из немногих документов военных лет, которые остались у Михаила Антоновича

 

Не подвиг, а работа

Михаил Антонович скромно умалчивает о своих подвигах на войне, говоря, что сражался наравне со всеми. Но газета «Ветеранские вести» приводит строки наградного листа, подписанного капитаном Божко – командиром батальона связи, в котором служил Поливанов: «Связист-телефонист М.А. Поливанов установил связь с окруженным полком. Ночью с катушкой кабеля он прополз через боевые порядки противника до окруженных, восстановил и замаскировал линию связи. Он поддерживал связь со штабом дивизии до выхода из полка на правый берег Одера. В боях на подступах к городу Нейсе Михаил Антонович в темное время суток с армейской разведкой проник в город и оттуда по телефону передавал сведения о передвижении противника и вел корректировку огня штурмовой артиллерии».

Спонсор рубрики «Вечные ценности» — ООО «Стройгаз», генеральный директор Александр Ким 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + четырнадцать =