Брукфильду на зависть

В НИИ ХИМИИ НЕФТИ РАЗРАБОТАНЫ УНИКАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОПЛИВА

Холодное имя «Кристалл» как-то не подходит этому аккуратненькому прибору веселого ярко-желтого цвета. Название возникло давным-давно, еще при Союзе. Специалисты из лаборатории реологии нефти Института химии нефти начинали с измерения кристаллизации авиационных керосинов для завода реактивных топлив в Чимкенте. Потом оказалось, что такой прибор нужен для проверки дизтоплив, масел, антифризов… Когда аппарат усовершенствовали, он стал официально называться «измеритель низкотемпературных показателей нефтепродуктов», сокращенно ИНПН. А прозвище «Кристалл» закрепилось в умах многочисленных потребителей…

НЕФТИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Нефти бывают разные – некоторые уже при комнатной температуре можно ножом резать. Чтобы нефть не застревала в трубе, была жиже, добавляют разные антидепрессорные присадки, которые и разрабатывают в лаборатории реологии. Эти присадки нужно испытывать, чтобы точно знать сообщаемые ими свойства. Как проверять результаты? Как точно измерить вязкость нефти, как предугадать ее поведение при разных температурах?

Традиционные гостовские анализы — достаточно громоздкие и долгие. Они требуют габаритного оборудования, большого количества расходных материалов. Например, помутнение и застывание дизтоплива определяется так: лаборант помещает пробирку в охлаждающий аппарат, периодически вытаскивает ее и смотрит, помутнела жидкость или нет. Многое тут зависит от добросовестности сотрудника.

«Кристалл» делает все сам. Автоматически понижает температуру пробы, просвечивая ее инфракрасным лучом. Как только поток света ослаб, подается звуковой сигнал, и на табло выводится температура, при которой вещество помутнело. Для определения температуры застывания есть датчик с падающим грузом. Лаборанту надо лишь снять показания с табло.

ЧТОБЫ САМОЛЕТ НЕ УПАЛ

Этот прибор сегодня используют не только исследователи нефти, но и практики. Покупают заводы, которые производят нефтепродукты, нефтебазы, контролирующие органы, например ЦСМ.

У одного большого столичного автотранспортного предприятия однажды морозной зимой начались серьезные проблемы. Грузовики стали «замерзать». Вроде все исправно, дизтопливо с паспортом, качественное… В чем дело? Купили в Томске четыре «Кристалла». Проверили горючку, оказалось – поставщик их бессовестно обманывал. Вместо зимнего завозил им обыкновенное дешевое дизтопливо, добавив в него лишь присадки. От этого оно не застывало, но становилось тягучим и через фильтр не проходило — есть же коэффициент предельной фильтруемости. «Кристалл» его, кстати, тоже показывает.

В авиации «Кристаллы» используются очень активно. Кристаллизация авиационных керосинов должна начинаться при температуре не выше минус 60 градусов. Каждый раз, выпуская самолет, проверяют горючее. Иначе самолет может просто упасть.

На пермском заводе «Лукойл» два прибора работают с 2002 года. Сутками, непрерывно. Там есть и другие, французские – очень дорогие. Но специалисты исследовательской лаборатории, которые составляют рецепты нефтепродуктов, пользуются «Кристаллами», говорят – удобнее и надежнее.

СКОПИРОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО

Существуют ли конкуренты? Разработчик — ведущий конструктор НИИ химии нефти кандидат геолого-минералогических наук Валерий Николаевич Шатохин пожимает плечами:

— Приборы, отслеживающие данные характеристики, существуют, конечно. Мы стали конкурировать с зарубежными производителями: у них приборы дорогие, а мы делаем компактнее, удобнее и дешевле. В России подобного не делает, пожалуй, никто.

В Краснодаре попробовали скопировать наш «Кристалл», но ничего толком не получилось – не работает, горит. И не продается. Ведь в его основе – наши разработки, не владея ими, не понимая принципа, ничего не построишь. Наш прибор взял «золото» на конкурсе «Гемма-2006» — «Сто лучших товаров Сибири».

Вязкость характеризует качество масла. Ее мы проверяем «взбиванием»: шпиндель вращается, масло при понижении температуры густеет, сопротивление увеличивается, мы фиксируем показания, калибруем. Есть аналогичный американский прибор — вискозиметр Брукфильда. В его составе нет холодильного устройства, он больше в несколько раз и стоит в долларах столько же, сколько наш в рублях. Да еще термостат к нему докупать…

Всего же изготавливают и продают около четырех десятков «Кристаллов» в год.

КЛИЕНТ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

Вторая, пользующаяся огромным спросом по всей стране и за рубежом разработка лаборатории реологии – октанометр с лабораторным комплектом. Предназначен он для экспресс-контроля качества бензинов. В чемоданчике компактно размещены небольшой октанометр (он показывает дизельное и октановоое число), пробоотборник, набор трубочек. Каждая – для отдельного анализа: содержание растворенной воды, присадок, свинца… Вооружившись этим чемоданом, можно делать до 17 разных анализов топлива.

Главное преимущество в том, что это экспресс-метод. Как октановое число считают по ГОСТу? Представьте: установка в полкомнаты, рядом моторист с хорошим слухом. Два сосуда, в один заливают эталонное топливо, в другой испытуемое. Запускается мотор. И при переходе с одного на другое моторист должен услышать детонацию. В Томске такая установка есть только на «Нефтехиме» – попробуй туда проникни, да и делают долго. А центрам стандартизации и метрологии, например, нужны оперативные результаты.

Хорошо бы прибором этим обзавелись томские заправки – экспресс-методом проверяли качество бензина на входе. Кстати, этот же октанометр с успехом определяет и цетановое число дизельного топлива.

— В нашем октанометре есть стаканчик-датчик, — показывает свой прибор Валерий Шатохин. — В него наливают нефтепродукт, и через несколько секунд на табло уже видны показатели. Принцип работы основан на измерении диэлектрической проницаемости. Мы прокалибровали диэлектрическую проницаемость разных нефтепродуктов, записали в память прибора. Прибор сравнивает полученные результаты с имеющимися в его памяти и выдает результат. Кроме этого, мы научились измерять чистоту масла. Особенно это важно для дорогих крупных машин на месторождениях, ведь может погибнуть двигатель. Если грязным будет трансформаторное масло – пробьет трансформатор. Понятно, что прибор очень востребован – мы их продаем около 360 в год, да и этого мало – заказчики в очередь стоят. Сейчас в работе крупный заказ из Иордании, у них бензин изготавливается своими средствами, без приборов контроля никак. Посылаем свои аппараты в Америку, Польшу…

Главный двигатель прогресса у нас — это клиенты, их нужды. Они приезжают, звонят: нам надо вот это измерить и это, можете? Отвечаем: надо подумать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =