Фантастиш практиш…

КОРРЕСПОНДЕНТ «ТН» НАШЕЛ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СТЕРЕОТИПНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О НЕМЦАХ В ГАННОВЕРЕ


«Стоит людям узнать, какой ты национальности, и они сразу помещают тебя в футляр с табличкой: «немец», «француз», «русский», — делился со мной наблюдениями житель Германии, которому довелось много путешествовать. И ведь правда — скажешь «русский», и перед глазами пляшут медведи в ушанках. Зайдет речь о немцах, и компания сойдется во мнении: «Очень пунктуальны». А итальянец обязательно представится с тарелкой макарон… Стереотипы? Да, они самые, эти живучие, несмотря на попытки их разрушить, стереотипы!

И при этом все прекрасно понимают, что в России найдется немало людей, никогда не употребляющих водку и тем самым опровергающих теорию о постоянном пьянстве русских, а немецкий панк запросто опоздает на встречу на три часа, несмотря на рассказы о немецкой пунктуальности. Однако стереотипы при этом останутся незыблемыми. Во-первых, потому что обычно пускают глубокие корни в сознании, а во-вторых, потому что несут в себе зерно истины.

Когда мы ехали в Германию, то везли с собой на проверку некоторые стереотипы о жителях этой страны. И, как ни странно, мы нашли им подтверждение!

СТЕРЕОТИП ПЕРВЫЙ:
«НЕМЦЫ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, ОСОБЕННО — ЖАРЕНУЮ КОЛБАСУ»


Фаст-фуд на немецких улицах очень вкусный. Сладкие булки с хрустящей корочкой, огромная шаурма в маленьких турецких закусочных, аппетитные сэндвичи, нарезанные кусочками фрукты в пластиковых банках… Но настоящие очереди из желающих купить еду на улице я видела только у прилавков с жареными колбасками. Пряные, сочные, горячие, они пользуются в Германии огромной популярностью. Жарят их не только в закусочных. На больших площадях и многолюдных улицах вы обязательно наткнетесь на пару-тройку продавцов с переносными грилями на плечах.

— Вам с кетчупом или с горчицей? – улыбается Герхард, продавец сосисок на площади Крёпке в Ганновере.

Ловкими движениями он переворачивает румяные колбаски на своей чудо-печке и улыбается каждому клиенту.

— Работа тяжелая, — опережая журналистские вопросы, заявляет он.

И правда, нелегкая — переносной гриль весит 35 килограммов! Узнав, что мы из России, на ломаном русском Герхард говорит: «Здравствуйте, товарищи!» Русский язык Герхард учил четыре года в школе. Но кое-что помнит даже сейчас: «Как дела?», «Спасибо»…

Ганноверские продавцы сосисок работают в две смены: с 11.00 до 14.00 и с 14.00 до 18.00. Торговля идет бойко. То и дело Герхард прерывается на привычное: «С кетчупом или с горчицей?»

— Эти жареные колбаски любят все: мужчины и женщины, дети и старики, – поясняет он. — Однажды я продал колбаску даже жене Герхарда Шредера!

СТЕРЕОТИП ВТОРОЙ:
«НЕМЕЦКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ ВЕДУТ АКТИВНУЮ ЖИЗНЬ, В ТО ВРЕМЯ КАК РОССИЙСКИЕ БОРЮТСЯ ЗА ВЫЖИВАНИЕ»


Дитеру Мюллеру 65 лет, и, несмотря на солидный возраст, он студент частной клоунской школы «TUT». Всю жизнь Дитер проработал в одном из департаментов администрации Ганновера: возился с бумажками и текстами законов. А сейчас на нем клоунский грим, и он выглядит абсолютно счастливым.

— Некоторые мои знакомые относятся к увлечению клоунством скептически, ведь это так не похоже на то, что я делал раньше, — признается Дитер. – Но я уверен, что внутри каждого человека живет клоун, просто не у всех хватает храбрости его разбудить.

Курс для пенсионеров в школе «TUT» появился два года назад. Пока он единственный в Германии и пользуется большой популярностью.

— Пожилые люди в стенах нашей школы получают возможность освоить ранее им не знакомые актерские навыки, найти друзей, хорошо провести свободное время и просто увидеть себя по-новому, — поясняет Дитер Бартелс, педагог и основатель школы.

Для тех, кому за 50, здесь разработана особая программа, которая включает в себя сценическую речь, актерское мастерство и искусство грима.

— Работать с пожилыми людьми даже проще, чем с молодежью, — продолжает Бартелс. — Да, у них есть проблема с концентрацией, им сложно на чем-то сосредоточиться, а перед выступлениями за кулисами творится хаос, но зато эти люди знают, чего хотят. Они не боятся опозориться, сделать что-то неправильно.

Группа пенсионеров, в которой завершает обучение Дитер Мюллер, уже вторая выпускная группа школы клоунов. Участники первой записали свой выпускной ролик-презентацию и теперь иногда даже гастролируют.

— Мне кажется, сейчас в Германии происходит эволюция пожилых людей, — делится наблюдениями Дитер Бартелс. — Раньше они быстро старели, вели унылое существование, серо одевались, а теперь многие хотят быть активными. Они рады любой возможности реализоваться.

***

Пресловутые стереотипы действительно отражают черты характера той или иной нации, которые формируются историей, средой, традициями. Можно говорить о том, что стереотипы мешают объективно воспринимать людей, а можно использовать их как ключики, которые помогают понять человека другой национальности. Самое главное — не забывать, что отдельные люди и целые нации – это гораздо больше, чем простой набор стереотипов.

СТЕРЕОТИП ТРЕТИЙ:
«НЕМЦЫ ОЧЕНЬ ПЕДАНТИЧНЫ»


Сколько деревьев растет на улицах Томска? А на улицах, например, Москвы? В российских городах ответ на подобный вопрос вряд ли найдешь. Зато про Ганновер я теперь знаю наверняка — 40 тысяч деревьев. В основном это липы, клены, платаны, дикие яблони и груши. И у каждого куста есть свой порядковый номер и личное дело.

— Про какое дерево вы хотите знать? – спрашивает Клаус-Дитер Бонк, заведующий городским отделом озеленения.

В его распоряжении карты города с обозначением всех деревьев — в электронном виде и на бумаге. Чтобы проще было ухаживать за насаждениями и вести отчетность, город разделен на 900 квадратов.

— Так про какое дерево вы хотите знать?

— Про это, – тыкаю пальцем наугад.

И вскоре в руках господина Бонка появляется распечатка из личного дела дерева под номером восемь по улице Морвегсгассе. Это дуб черешчатый. Охват ствола — 98 см. Работники отдела озеленения в последний раз осматривали его 11 апреля 2007 года. Дерево совершенно здорово, его состояние оценивается на единицу.

— Состояние каждого дерева мы определяем по особой шкале, от единицы до четырех, – поясняет Клаус-Дитер. — Единица свидетельствует о том, что дерево в отличном состоянии. Четверка — в плохом. Деревья в состоянии от одного до трех баллов мы осматриваем один раз в год. «Четверочные» деревья контролируем дважды в год.

В ходе контроля работники отдела озеленения выясняют, здорово ли дерево, есть ли у него сухие ветки – их немедленно удаляют. Если сухая коряга упадет на какой-нибудь автомобиль, владелец машины вправе запросить от отдела озеленения компенсацию на ремонт.

Ответственность горожан за порчу деревьев тоже предусмотрена.

— Совсем недавно мы взыскали четыре тысячи евро с людей, которые спилили верхушку молоденького деревца, — вспоминает Клаус-Дитер Бонк. — Крона, видите ли, закрывала вывеску их магазина!

Система учета деревьев и контроля за их состоянием существует в Ганновере с 1984 года. Она помогает разрешить спорные моменты с упавшими ветками или испорченными стволами. Если какое-то дерево заболело, его срубят и тут же заменят новым. Именно эта система помогает Ганноверу удерживать титул самого зеленого города Германии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 1 =