Может ли змея сломать себе хребет?

Два года назад, при введении нового Жилищного кодекса, я разговаривал с Евгением Паршуто – тогда депутатом гордумы, теперь – заммэра по развитию города. Паршуто говорил: крайне важно, чтобы сфера коммунальных услуг как можно быстрее стала жить по прозрачным правилам цивилизованного рынка, и высокий темп реформы — главная задача всех органов власти:

— Считаю, предельный срок, в который нужно получить осязаемый результат, — не больше трех лет, — определил время Паршуто.

С тех пор прошло два года. Результат осязаем, но вкус у него не тот… В начале февраля пришло известие о полномасштабном ЧП: УК «Жилстройсервис» явочным порядком прекратило свое существование (многомиллионные долги), 450 домов на Черемошниках брошены, в Ленинском районе объявлен режим ЧС. Ладно, на Черемошках ветхий жилой фонд. Но вот на прошлой неделе одна из томских газет опубликовала материал: УК «Томское современное жилье», обслуживающая исключительно новостройки, накопила 9 млн. долгов… Как говорится, кто следующий? При этом цены на услуги ЖКХ растут, вопрос перерасчета за отопление перерос в «желтый» скандал, разгорается очередной конфликт с «народным счетчиком» и т.д. и т.п.

В советское время был анекдот: «Может ли змея сломать себе хребет? Может, если будет следовать линии партии!» Вот и у нас нечто подобное: все коммунальные реформы разом – федеральные, областные, муниципальные, и одна с другой не стыкуется либо по времени, либо по сути, либо по деталям (в них, как известно, дьявол и прячется), либо по исполнителям, либо по чьим-то бизнес-интересам…

К примеру, плачевное положение с «народным счетчиком» меня даже не удивляет. Поднял архив: в октябре 2004-го (!) многие СМИ с подачи пресс-службы мэрии отрапортовали: «В реализации губернаторской программы «Народный счетчик» поставлена последняя точка. Об этом сообщил Сергей Лазарев (тогда – первый заммэра – прим. авт.) на заседании думского комитета по социально-экономическому развитию». Не буду пересказывать, где Лазарев точку поставил (некоторые депутаты гордумы назвали работу Лазарева «титанической ношей»), но «ТН» тогда прямо заявили: «Народный счетчик» находится под угрозой профанации и полной дискредитации — программу надо спасать». Счетчики ведь задумывались как инструмент энергосбережения и через это экономии граждан на коммунальных платежах (сам прибор учета экономить не может). Но по принятой тогда схеме абсолютно никто не был заинтересован в реальном энергосбережении…

И дальше было много. Например, два года назад «Белый дом» настоял на возвращении к оплате услуг ЖКХ по 1/12-й. Листаю архив февраля-марта 2006-го: не только специалисты-теплотехники, но просто дотошные горожане аргументировано доказывали — переход от оплаты по фактическому потреблению к 1/12-й – анахронизм. Но решение было принято… Кстати, за месяц до того прокуратура внесла в гордуму протест, утверждая: оплата должна производиться только по счетчикам, то есть по фактическому потреблению…

А параллельно была война с ТКС: от любви до ненависти к потенциальному инвестору — один шаг. И эти пертурбации не лучшим образом отражались на финансовом и техническом состоянии томской коммуналки.

А в то же время федеральные законодатели приняли новый Жилищный кодекс: государство в одночасье полностью ушло с рынка обслуживания жилья. (Сегодня задним числом Федерация обещает выделить миллиарды на ремонт ветхого и аварийного жилья, хотя эксперты еще в 2005-м говорили: реформу надо начинать не с либерализации рынка, а именно с ремонта…) При переводе «на землю» реформа вообще получилась ультралиберальной: в образовавшийся вакуум ринулись все, кому не лень — спешно слепленные из бывших ЖЭУ и вообще непонятно из чего управляющие компании. Названия громкие, а по сути – ООО-шки с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Между этими ООО при поддержке чиновников начались массовые подковерные драки за жилой фонд. Ничего не успевшим понять владельцам жилья оставалось одно — верить на слово. Кто-то случайно не обманулся, другим не повезло. (Сегодняшний конфликт вокруг ЕРКЦ – прямое продолжение этой далекой от завершения войны.)

А еще параллельно шла глобальная реформа большой энергетики: сначала распаковка активов РАО «ЕЭС России», а с конца прошлого года – их распродажа. Томская энергосбытовая компания уже продана – контроль над финансовыми потоками ушел. В этом году предстоит продажа генерирующих мощностей «Томскэнерго». И даже специалисты только строят версии, но не берутся давать точные прогнозы.

Словом, при подобной организации атаки потери еще не так велики – хребет змеи пока цел…

А теперь возвращаемся к началу. Два года назад этот кусочек в материал не вошел, но суть его помню хорошо. В ответ на мой вопрос Евгений Паршуто тогда сказал: если за три года не получить положительного результата, народ может воспринять всю жилищную реформу как вторую либерализацию цен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =