Любой ответит: конечно же, не женское! Тем не менее еще полгода назад в ТТЗК работали в основном дамы. Сейчас штат заметно увеличился, существует конкуренция при приеме на работу, на тяжелые работы стали брать мужчин.
Что такое обеспечить надежный технологический процесс на таком опасном участке, когда часть оборудования нуждается в замене и реконструкции?
Тем не менее обеспечивают. Нештатных ситуаций, связанных с топливом, не припоминают даже те, кто работает на ТТЗК по два-три десятка лет.
— У нас очень многое, если не все, на наших замечательных женщинах держится, — уверен генеральный директор ТТЗК Евгений Марьясов.
Даем добро на заправку
Нина Терехова 20 лет назад устроилась техником-лаборантом в службу контроля качества. Сегодня она заведующая сертифицированной лабораторией.
Если кто-то считает лабораторную работу легкой и непыльной, то он глубоко заблуждается. Взять пробы из резервуаров в мороз, дождь и ветер – дело непростое, требующее закалки. А объемы работы у пятерых лаборанток с каждым годом все больше.
Здесь делают входной контрольный анализ любого поступившего от поставщиков топлива, потом, когда горючее зальют в резервуар, производят полный приемный анализ и выписывают паспорт качества. Только после этого продуктом можно заправлять самолеты.
Полный анализ керосина идет 8 часов. Да и других тестов проводится много за день. Проверяют керосины, бензины, дизтопливо, спецжидкости-«незамерзайки»…
— Конечно, мы очень тщательно к своей работе относимся, – рассказывает Нина Иосифовна. – Мы же основное звено, которое дает добро на заправку воздушных судов. От качества нашего анализа зависит безопасность полетов. Правда, на моей памяти нет случаев забраковки авиатоплива, мы берем керосин у очень надежных поставщиков. А вот брака в автомобильном горючем бывает сколько угодно.
Про Нину Иосифовну директор по производству ТТЗК Александр Крылов говорит:
— Удивительно тихая и скромная женщина, а ведь всегда своего добьется! И все у нее в любой момент в полном порядке – планы, отчеты, заявки, приборы всегда работают, а реактивы вовремя закупаются. Любому начальнику такого подчиненного только пожелать…
Склад без чайника
Уютное слово «кладовщик» в сознании граждан ассоциируется с уходящими в полутьму полками, заставленными тючками и коробочками, и атрибутами кладовщика – теплой жилеткой, побулькивающим чайником и гроссбухом…
На ТТЗК склад – это совсем иное: громадные резервуары, рулетки, лоты, которыми замеряют уровень горючего. Склад ГСМ и служба заправки воздушных судов — основные подразделения в Томской топливно-заправочной компании.
Наталья Чеченина руководит по совместительству обеими структурами. Как завскладом занимается учетом всего топлива. Как начальник службы осуществляет контроль за заправкой. Приглядывает за авиатехниками, кладовщиками и прочими работниками, коих в ее подчинении 16 человек, из них 10 мужчин. Все намного старше своей обаятельной молоденькой начальницы. Несмотря на это, народ к Наталье Чечениной уважительно относится. И хотя величают иной раз не по отчеству, а просто Наташей, приятельское отношение никогда не проецируют на дела службы. Знают: Чеченина требовательна, строга к себе и другим, ответственна и добросовестна.
В детстве Наташа мечтала стать прокурором. Но так сложилось, что до 2000 года расписывала чашки на керамическом заводе. Потом пришла на ТТЗК. Говорит, что руководить было сложно только в первые дни, пока осваивалась. А рисование, кстати, Наталья так и не забросила: все праздничные стенгазеты на предприятии – ее рук дело.
В эти новогодние праздники Наталья Чеченина отдыхала только два дня – шли массовые поставки ГСМ. Что поделаешь – такая ее служба…
Все хозяйство на плечах
Про Александру Дуленцову директор по производству говорит: «Без нее я как без рук». Александра Дмитриевна выполняет обязанности ведущего инженера службы ГСМ и по совместительству все хозяйство ТТЗК на своих плечах держит. А это непросто, ведь предприятие обеспечивает себя всем: водой, газом, теплом, электричеством. Надо закупать молоко (вредное же производство) и спецодежду. Кроме того, Дуленцова отвечает за организацию погрузочно-разгрузочных работ и за абсолютный порядок в железнодорожном тупике. Недавняя комиссия от Российских железных дорог подтвердила: хозяйство в порядке!
Как учительница физики и математики стала инженером по ГСМ? Почти случайно — искала работу поблизости от жилья после рождения ребенка… Устроилась техником по учету ГСМ. Разбиралась в тонкостях технологического процесса, училась на курсах, повышала квалификацию… Вышло – работает по призванию. Сама Александра Дмитриевна уверена, что для женщины нет невозможного:
— Считаю, что для женщины все доступно благодаря таким ее качествам, как выносливость, терпение и ответственность. У мужчин-то терпения не всегда хватает…
Внутренний контролер
Инспектор внутреннего контроля Екатерина Карнаухова – легенда Томского аэропорта. Больше 40 лет отработала в этой компании, начинала молоденькой девушкой во времена, когда аэродром располагался на Каштаке. Много лет была заведующей лабораторией…
Сегодня Екатерина Зиновьевна подчиняется генеральному директору – и никому больше! Она следит за правильностью проведения всех технологических процессов на ТТЗК. Как проверяется чистота горючего? Как хранится и фильтруется топливо? Что вдруг окажется неопечатанным, какие задвижки открыты-закрыты или вдруг керосин где подтекает – председатель постоянно действующей комиссии Екатерина Карнаухова тут же составит акт и потребует устранения. Молодежь строгого инспектора побаивается. Так, как знает и понимает технологию топливоавиаобеспечения Екатерина Зиновьевна, возможно, больше не знает никто. В 2007 году она получила почетную грамоту от администрации Томской области.
Чего желают коллеги Екатерине Зиновьевне накануне 8 Марта? Здоровья! И чтобы она как можно дольше не уходила на пенсию…
Бухгалтерия – это творчество
Говорят, бухгалтерия везде одинакова – будь это общепит, стройконтора или, как здесь, топливозаправочное предприятие. Так да не так. Когда пять лет назад на ТТЗК из угасающего «Химстроя» пришла бухгалтер Марина Бобкова, она немного даже растерялась: компания очень живая, работы много, технологическая терминология и специфика ГСМ незнакомые. Хорошо, коллектив оказался замечательный, помогали во все тонкости-непонятности заправки воздушных судов вникать.
И сейчас главбух Марина Александровна не скучает: ее компания интенсивно развивается, осваивает новые сегменты томского топливного рынка.
— Почему-то многие считают, что бухгалтерия — дело сухое и нудное, сплошные скрепки-бумажки… — сетует Марина Александровна. — А ведь это не так. Она требует, конечно, скрупулезности, но при этом бухгалтер всегда в творческом поиске, как сделать правильнее, лучше… Финансы – это же кровь любого предприятия-организма. Да и с нашими законодателями не соскучишься: правила все время меняются, одно контролирующее ведомство частенько противоречит другому.
***
— У Томска сегодня амбициозные планы: сделать аэропорт в Богашево международным. Чтобы было множество рейсов, прилетали «Илы», «ТУ», боинги и аэробусы. Если мечта эта сбудется, каково придется заправщикам? – задаю вопрос Александру Крылову.
— Сделаем небольшую реконструкцию, докупим технику – и, собственно, все. Потенциал у компании для такого рывка вполне достаточный. С такими-то кадрами – да нам любая вершина по плечу!
ДЕТАЛИ
Томский аэропорт в прошлом году отпраздновал свое 40-летие. Вместе с ним юбилей отмечала и Томская топливно-заправочная компания – единственная в городе организация, занимающаяся заправкой топливом воздушных судов. (ТТЗК имеет прямые договоры на обеспечение топливом с 32 авиакомпаниями.)
Полгода назад в ТТЗК пришла новая команда менеджеров и производственников во главе с генеральным директором Евгением Марьясовым, с этой поры началось ее интенсивное развитие. Был увеличен штат для организации круглосуточной работы, уровень заработной платы на сегодня конкурентен родственным предприятиям, прекратился отток специалистов — предприятие укомплектовано на 98 процентов. Кроме обеспечения горючим воздушных судов Томского аэропорта компания занимается перевалкой дизтоплива и бензина для нефтяников и газовиков севера, а также заправляет автотранспорт на четырех собственных АЗС. За последние полгода здесь построили новую линию для приема дизтоплива с железнодорожной эстакады. Оборудовали современный пункт налива. Ежемесячно компания поставляет 3 тыс. тонн керосина для самолетов. На 2008 год планируется реконструкция резервуарного парка и трубопровода.
На производственной базе ТТЗК трудится более 80 человек, из них 23 – женщины.