Качество российского высшего образования, пожалуй, такой же повод для гордости россиян, как полет Юрия Гагарина в космос. Стереотип о том, что оно лучшее в мире, крепко-накрепко обосновался в отечественном сознании. Спросишь: «С чего взяли?» – пожмут плечами. В лучшем случае перечислят примеры успешно эмигрировавших биологов, инженеров, программистов. Спорный аргумент, не правда ли? Но как иначе определить уровень отечественного образования в мировом контексте?
Реальная возможность сделать это появится в 2010-м, когда в рамках Болонской конвенции все отечественные вузы перейдут на двухуровневую систему образования: начнут выпускать магистров и бакалавров, учить по тем же планам и программам, что и другие университеты – участники Болонского процесса, а успеваемость, как и во всем мире, будут оценивать баллами-кредитами.
Преобразования эти откроют широкие возможности для академической мобильности студентов. Ведь прослушанный за границей семестр (в России ли, в Польше, в Германии) теперь зачтут в родном вузе, оценки перенесут в диплом. Формальных препятствий для обучения в России у зарубежных студентов больше не будет. Но вот отправятся ли они в Россию за «лучшим в мире» высшим образованием?
Бьорн Фреркинг:
В России даже дорогу найти – приключение
— Понимать, о чем говорят преподаватели на лекциях, я начал лишь через три месяца жизни в России, — признается Бьорн, другой выпускник Ганноверского университета. — Ведь, отправляясь в путешествие, я знал всего пару фраз на русском вроде: «Где туалет?» или «Я хочу колбасу».
В 2003 году Бьорн один семестр учился на машиностроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического университета. Его однокурсники выбирали обучение в Англии и Америке. А он, удивив всех, предпочел Россию:
— Я всегда любил классиков русской литературы: Пушкина, Достоевского, Солженицына, — рассказывает он. – И мне было интересно своими глазами увидеть, как живут, как думают русские люди.
Оценок, с которыми окончил русский семестр, Бьорн не помнит. Говорит, просто не обратил на них внимания – на тот момент он уже сдал в Германии все необходимые для получения диплома экзамены.
— Где ты получишь основные профессиональные навыки – в России или в Германии, по сути, не важно. Важно получить опыт жизни в чужой стране, — заключает Бьорн. – И опыт обучения в России, на мой взгляд, ценнее западного. Причина в маленьких вещах. Если едешь учиться в США, там все то же самое: супермаркеты, кредитные карты, алфавит. Только язык и менталитет другие. А в России даже дорогу найти – приключение. Поначалу тяжело. Но когда справляешься, растет уверенность в себе. И, кажется, если ты освоился в другой, абсолютно не похожей на родную стране, сможешь все.
После получения диплома об окончании вуза Бьорн устроился в «Siemens» и восемь месяцев проработал в российском представительстве компании. Престижную работу получил во многом благодаря знанию русского языка:
— Если у немецкого студента в резюме написано, что он обучался в России, – работодатель непременно обратит на это внимание, — делится наблюдением Бьорн. – «Вы были в России? Это интересно! Вы знаете русский? Это полезно!»
Ярина Шульц:
В Германии мне не хватает перемен!
Немецкие друзья Ярины Шульц недоумевают: зачем ей ехать в Россию учиться? Ее молодой человек Иван злится. А она старательно учит русские слова. Ведь если все пойдет так, как она задумала, социологию и педагогику в следующем году она будет изучать в Нижнем Новгороде.
Россия знакома Ярине не по газетным вырезкам и обрывкам телепередач. Год она жила в Москве, выполняла социальную работу, помогала по дому пенсионерам (жертвам сталинских репрессий) — убирала, развлекала разговорами, ездила за продуктами. С тех пор мечтает вернуться.
— Как преподают в русских университетах, я, честно говоря, не знаю, – признается Ярина. – Но от одной русской девушки, которая учится в Германии, слышала, что в России очень заботливые преподаватели. «У вас ужасно, — говорила она, — ты брошен на произвол судьбы и всю работу должен выполнять самостоятельно. А в российских вузах научные руководители помогают студентам, направляют их и постоянно консультируют». Мне кажется, это хорошо.
Да и не за знаниями стремится Ярина в Россию – за жизненным опытом и впечатлениями:
— В Германии я знаю все: людей, менталитет. Здесь законы, которые не меняются. И люди, которые аккуратно им следуют. А Россия — страна, в которой происходят перемены! Движение! Мне как раз этого здесь не хватает.
Бернд Ёяде:
Немецкие студенты считают Россию нестабильной и небезопасной
На последнюю встречу, посвященную стажировкам в странах Восточной Европы, из 21,5 тысячи студентов Ганноверского университета пришли 11 человек. И только двое из них собрались в Россию.
— Немецкие студенты о российском образовании, как и о России в целом, знают крайне мало, — поясняет причину низкой популярности российских стажировок Бернд Ёяде, молодой сотрудник отдела международного сотрудничества Ганноверского университета.
Сам Бернд учился в школе, где было множество переселенцев из России. Именно там он впервые услышал, что в России отличное техническое образование и сильна естественно-научная школа.
— Это бесспорный факт, — считает Бернд. – Но проблема заключается в другом. Немецкие студенты выбирают страну для дальнейшего обучения не по качеству образования, которое они там смогут получить, а по уровню жизни. В сознании сегодняшней молодежи Россия — страна нестабильная. Кроме того, в СМИ активно тиражируются клише, что находиться в ней небезопасно.
Откуда берутся эти клише? Бернд пожимает плечами и робко предполагает:
— Может, следствие холодной войны?
В таком невеселом контексте самостоятельно учить русский немецким студентам не хочется. Просто не понимают, зачем он им нужен.
— Один мой друг после получения диплома бакалавра отправился учиться в Тюмень, — вспоминает Бернд. – Две недели он пытался посещать лекции, но быстро понял, что с тем уровнем языка, которого он достиг в Германии, речи о полноценной учебе в российском вузе быть не может. Тогда он отказался от обучения и решил просто попутешествовать, посмотреть страну.
И все-таки экзотика…
По долгу службы Бернд Ёяде регулярно проводит беседы со студентами — пропагандирует обучение в странах Восточной Европы. Сам он, кстати, защищал диплом в Польше.
— Обучение, на мой взгляд, не единственная и не основная цель подобных обменов, — поясняет он. — Важно выйти за пределы обыденного существования, приобрести опыт жизни в чужой, незнакомой стране. И этот опыт, на мой взгляд, гораздо важнее хороших оценок. Однако немецкие студенты, которые предпочитают Восток Западу, скорее исключение, чем правило, — с сожалением замечает Бернд. — Для большинства наших студентов обучение в странах Восточной Европы остается чем-то экзотичным, возможность отправиться в российский вуз не воспринимают всерьез. И как разрушить эти стереотипы, я, к сожалению, не знаю.