ЗАТО всем тепло. Томичи не замерзнут после остановки северских реакторов

  • Чтобы компенсировать выбывающие мощности Сибирского химического комбината, будет достаточно высвободить запертые мощности томской ТЭЦ-3 и использовать новый котел на пиково-резервной котельной (ПРК).

  • — В апреле с момента остановки первого реактора СХК полностью прекратит теплоснабжение Томска, – заявил на прошлой неделе главный энергетик комбината Николай Шаров. Однако энергетического кризиса в городе не случится, уверяют в ТГК-11. Уже реализуются меры по замещению выбывающих мощностей.

    Надуманный кризис

    Директор Томского филиала ОАО «ТГК-11» Альберт Вицке узнал о грядущем кризисе из газет: «С апреля томичи не будут получать тепло», – гласили заголовки.

    – Остановка северских реакторов – давно решенный вопрос, о ней СХК предупреждал еще в середине 2006 года, – недоумевает Альберт Вицке. – А в начале 2007-го, когда перезаключался договор о поставке тепла в Томск, уже была известна дата прекращения.

    Как написано в договоре, «навсегда» без северской теплоэнергии Томск останется 1 июня. В апреле будет остановлен лишь один из реакторов. По договорным обязательствам СХК ежегодно поставлял в Томск 250 гигакалорий, однако в последние два года город забирал и того меньше – не более 180. Чтобы компенсировать выбывающие мощности Сибирского химического комбината, будет достаточно высвободить запертые мощности томской ТЭЦ-3 и использовать новый котел на пиково-резервной котельной (ПРК).

    – Еще три года назад мы начали прорабатывать вопрос, как обеспечить Томск теплом после остановки реакторов, – рассказывает Альберт Вицке. – Организационные и технические моменты мы уже выполнили: начали реконструкцию ТЭЦ-3 и магистральных сетей. Детально проработан и вопрос резерва. В том случае, если что-то случится на ТЭЦ-3, мы всегда можем запустить новый котел ПРК.

    Более того, уже полным ходом идет подготовка к следующему отопительному сезону: утверждены объемы и сроки ремонтных работ на тепломагистралях, ведется монтаж новых сетей – в частности, завершена прокладка труб между ул. И. Черных и микрорайоном Высотным. О каком кризисе может идти речь?

    Стратегический сбой

    Куда больше вопросов, чем остановка реакторов СХК, у руководителя Томского филиала ТГК-11 вызывает энергетическая стратегия Томской области до 2020 года, которую областные депутаты приняли в конце февраля. По ней, к примеру, ГРЭС-2 должна перейти с газа на уголь, а развитие томской энергетики связывается, прежде всего, со строительством к 2016 году Северской АЭС (хотя в утвержденном правительством России списке строящихся атомных станций Северск не значится). Кроме того, в ЗАТО предполагается увеличение источников потребления тепла, а вот в Томске оно заморожено до конца следующего десятилетия.

    – Как минимум, это идет вразрез с планами областной администрации о строительстве района-миллионника между Солнечным и Восточным, – объясняет Альберт Вицке. – Как максимум – доказывает, что Томску жизненно необходима схема теплоснабжения, которая отсутствует последние 18 лет.

    Такую схему мэрия заказала, но факт свершился: энергетическая стратегия принята, и интересы областного центра в ней практически не учитываются. По словам Альберта Вицке, в документе ничего не сказано даже о реконструкции до 2012 года ГРЭС-2 и ПРК, хотя планы об установке на пиково-резервной котельной дополнительного котла прежде озвучивались.

    – В энергетической стратегии, вопреки расхожему мнению, ничего не говорится и об отказе от газа: за нами сохраняются прежние объемы, – говорит Альберт Вицке. – Единственное, к чему у нас есть замечания, так это к переходу на уголь котлов ГРЭС-2. Мне абсолютно непонятно, почему северскую ТЭЦ, которая стоит далеко от города, хотят перевести на газ, а томскую ГРЭС-2 посреди города – на уголь. Если сложилась непростая ситуация с топливом, газ подорожал, мы согласны перейти на уголь на ТЭЦ-3. Но трогать предприятие, которое находится практически в самом центре города, не просто абсурдно – этого элементарно не позволят экологи.

    Между тем в стратегии сказано, что на газе будут работать локальные источники – в городе их собираются построить пять.

    Несколько лет назад томские энергетики и сами предлагали обеспечивать теплом некоторые районы города с помощью новых небольших котельных – только не пяти, а семи (с учетом, например, поселка Зонального).

    – Пусть будет пять, – продолжает директор Томского филиала ТГК-11. – Но где взять для них газ, ведь область говорит, что дополнительных поставок не будет…

    Альберт Вицке резюмирует:

    – В общем-то, проработка многих вопросов тепловой энергетики в стратегии до 2020 года недостаточна. Основные пункты документа касаются электроэнергетики, а это позволяет делать выводы, что создавался он специально под строительство в Северске АЭС.

    Альберт Вицке и председатель совета директоров ОАО «Томская распределительная компания» Николай Вяткин сформулировали свои замечания к энергетической стратегии Томской области и уже направили их областным депутатам. В послании более 30 пунктов. Основной вывод – тепловой энергии уделено слишком мало внимания, она выполняет лишь роль сопутствующей. Чем грозит это томской энергетике? Не кризисом ли, который только пока надуманный?

    Станислав ПОРУЧИКОВ

     

    Наша справка

     

    Некоторые замечания томских энергетиков по энергетической стратегии Томской области до 2020 года:

  • Строительство Бакчарской ТЭС мощностью 660 МВт

  • Ввод ее в эксплуатацию намечен на 2011 год и связан со строительством Бакчарского горно-металлургического комбината. В своих замечаниях директор ОАО «ТГК-11» Альберт Вицке и председатель совета директоров ОАО «Томская распределительная компания» Николай Вяткин называют такие сроки нереальными. Кроме того, «потребность Бакчарского ГМК 2–2,5 млрд. кВ/ч, значит, усредненное энергопотребление составит 285 МВт», – замечают они. «Строительство станции в данном регионе проблематично, так как сооружение ТЭС на новом месте потребует ввода полной инфраструктуры, привлечение командированного персонала для эксплуатации, проблемы с техводоснабжением».

  • Переход ГРЭС-2 на уголь

  • За последние годы наблюдается тенденция к увеличению потребления угля, а не природного газа. В 2005 году на ГРЭС-2 сжигалось 16,9 процента угля, в 2007-м – 17,6 процента, а в 2008-м предполагается 27,7 процента. «Необходимо учитывать, что ГРЭС-2, сжигая более 6 тысяч тонн угля в сутки, будет выбрасывать на строящиеся микрорайоны Солнечный и Восточный 80 тонн золы в сутки, так как роза ветров от ГРЭС-2 направлена в этот район».

  • Строительство томской ТЭЦ-4

  • Новую ТЭЦ хотят поставить в радиусе 50 км от города, ее установленная мощность – 230 МВт. По проекту ТЭЦ будет работать на базе Таловского буроугольного месторождения. «Использование данных углей пока невозможно, – уверяют томские энергетики. — По данному месторождению еще не проводилось исследований физико-химических и теплотехнических свойств… Только на основании такого заключения котельные рассматривают возможность использования угля в качестве энергетического топлива».

     

    Первый реактор на СХК будет остановлен в апреле, второй – в июне. Это произойдет в соответствии с российско-американскими межправительственными соглашениями по прекращению производства оружейного плутония.

     

    – В апреле с момента остановки первого реактора СХК полностью прекратит теплоснабжение Томска, к чему власти должны быть готовы. Замещающие мощности ТЭЦ позволят обеспечить теплом только потребности Северска и самого комбината. Необходимо также учитывать, что с началом консервации реакторов баланс энергомощности региона уменьшится на 438 МВт, – заявил в прошлый вторник главный энергетик СХК Николай Шаров на совещании в «Белом доме».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    пятнадцать − пять =