Бизнес-остановка

Городской бюджет тратит более 100 тыс. рублей на строительство каждого остановочного павильона, а наша компания готова взять затраты на создание и содержание этих площадок на себя, — уверяет «ТН» директор «Группы компаний 750» Владислав Береснев. – Но мэрия, оценив наш проект, сначала сказала «да», а теперь, когда мы пошли на первые затраты, с внятным ответом и аргументами медлит. Для начала «Группа компаний 750» хотела бы получить минимум 50 остановочных площадок, предлагая в каждую вложить 250-400 тыс. рублей. (Общая сумма инвестиций оценивается в 200 млн. рублей.) А город тем временем готовится к проведению очередного аукциона по благоустройству остановочных комплексов (информация на сайте мэрии должна появиться в ближайшее время) — на 2008 год из бюджета на эти цели запланировано выделить чуть более 1 млн. рублей. — Инвестиции в остановочный комплекс – это уловка, чтобы заполучить участок земли, — заявил «ТН» про инициативу «Группы компаний 750» заместитель начальника по капстроительству департамента благоустройства Григорий Родин. А депутат Алексей Сергеев назвал предложение «Группы Компании 750» попыткой монополизировать городские остановки.

Устное «да»

— Идея следующая: оснастить город новыми остановочными комплексами не за счет бюджета, как это происходит сейчас, а на средства нашей компании, — рассказывает суть проекта директор «Группы компаний 750» Владислав Береснев. — Безусловно, мы хотим вернуть вложенные инвестиции и заработать, открыв в остановочных комплексах мелкоштучную торговлю – табачные изделия, газеты, журналы, прием различных платежей, аудиореклама. («Группа компании 750» занимается оптовой и розничной продажей табачных изделий – прим. авт.) Согласно нашим расчетам, в среднем каждая остановочная площадка (на обустройство каждой надо 250- 400 тыс. рублей) будет окупаться два года.

По оценке Береснева, такие остановочные площадки были бы не только удобными для горожан, но и максимально функциональными.

— Сначала идею презентовали и.о. мэра города Игорю Шатурному, — переходит к истории вопроса Береснев. — Он оценил ее как достаточно перспективную, так как город сможет снять с себя часть финансового бремени. Нам дали первое добро и попросили презентовать проект — как будут выглядеть остановочные комплексы. Мы это сделали, заказав работу новосибирской компании, которая занимается разработкой модульных сооружений, устанавливая их в Новосибирске и даже Москве. Затем состоялась встреча с уже новым и.о. – Николаем Николайчуком. Проговаривали выделение 50 остановок, вновь получили устное добро теперь уже Николая Алексеевича (он на тот момент нас всячески поддерживал) и порекомендовал разослать соглашение о выделении площадок по районным администрациям.

Устное «нет»

Районные администрации отреагировали на запрос «Группы Компании 750» пассивно. Недавно Береснев получил ответ лишь из одной, предложившей пять площадок, что крайне мало для старта. Попытки Береснева еще раз пообщаться с и.о. мэра, чтобы понять, нужен ли городу такой проект, закончились переадресацией из приемной Николайчука к заместителю мэра Евгению Паршуто.

— Паршуто, узнав, что мы против рекламных бумажных носителей на остановках, так как они уродуют комплексы, сказал: мол, наша компания вторгается на чужую территорию. Вот и понимайте это, как хотите, — говорит Береснев. – И ясности у нас нет до сих пор, хотя сезон по благоустройству уже начинается, и за лето мы бы могли показать первые результаты нашей работы.

Евгений Паршуто прокомментировал «ТН» ситуацию так: нельзя загромождать центр города большими остановочными конструкциями, и подчеркнул — это единственная причина отказа рассматривать проект Береснева всерьез.

А директор «Группы Компании 750» тем временем ждет от департамента финансов мэрии ответ на свой запрос по поводу целесообразности бюджетных трат на остановочные комплексы. Этот ответ для Береснева принципиально важен — станет толчком для дальнейших действий предпринимателя:

— История тянется с 2007 года. Сейчас она достигла пика, и уже не знаю: ждать ли чего-то от мэрии…

Монополия

Не дождавшись четкого ответа от мэрии, предприниматель обратился к городским депутатам с просьбой внести их концепцию в инвестиционный план Думы Томска — проконтролировать исполнение бюджета и помочь «преодолеть чиновничьи барьеры».

Недавно вопрос обсуждался на одном из комитетов: у проекта нашлись как сторонники, так и противники. К примеру, депутат Алексей Сергеев назвал предложение «Группы Компании 750» попыткой монополизировать городские остановки. Вердикт комитета – идею доработать.

 

Только факты  

В 2006 году город оплатил ООО «Стрек» изготовление и размещение 21 павильона, потратив чуть более 2 млн. рублей. В 2007-м «Стрек» поставил 60 павильонов, на что ушло 7,1 млн. рублей. В 2008-м запланирована установка 10 павильонов на сумму чуть более 1 млн. рублей.

В среднем одна остановка обходится бюджету в 100 тыс. рублей.

В Томске, по приблизительным данным, 500 остановочных площадок, а в ближайшие два-три года в связи с расширением городских границ и застройкой микрорайонов их станет примерно на два десятка больше.

 

Комментарии

 «Понастроят черте что»

В городском департаменте благоустройства за остановочные площадки отвечает замдиректора по капстроительству Григорий Родин. Инициативу «Группы компаний 750» он не поддерживает:

— Слушайте больше этих инвесторов: инвестиции в остановочные комплексы – это уловка, чтобы заполучить участок земли, — уверен Родин. – Делить-то больше нечего – теперь и за остановки взялись. И такой номер Томск уже проходил! Звонят из мэрии на днях: вы зачем согласовали на остановке напротив поликлиники № 10 такие большие пристройки? Проверяю документы – никаких расхождений. (Более того, подписи нашего департамента нет – мы были против пристроек.) Еду на место — крохотная остановочка, а рядом огромное здание, где так называемый инвестор намерен открыть какую-то забегаловку! (И ряд структур дали ему согласование.) И таких примеров хватает: то остановки передвигают ближе к своему объекту (в районе «Детского мира» на Южной), то строятся как у себя во дворе. И наказанием таких «инвесторов» не испугать – штраф заплатить им не составляет труда, а суды… Не помню ни одного случая, когда самовольно возведенный павильон был бы снесен. Словом, пустите козла в огород: понастроят черте что, а городу потом придется еще больше потратить, чтобы решить проблему.

— Есть компания «Стрек», которая в едином стиле ставит синенькие комплексы на остановках. Пусть она (безусловно, в случае победы на аукционе) и работает, – считает Родин.

Угол зрения

Остановка инвестора

Не ратую за то, чтобы город непременно одобрил проект Береснева: вопрос действительно очень спорный – серьезные аргументы есть у обеих сторон. Речь о другом: перед нами, увы, не первый случай, когда потенциальные инвесторы жалуются на нерасторопность мэрии или на длительное отсутствие внятного ответа. Для примера можно вспомнить отношения «Красного дома» с компаниями «МЕГА», «ИКЕА», которые только после обращений в областную администрацию добились решения ряда вопросов.

Полагаю, эта нехорошая практика есть отражение того, что новая команда мэрии до сих пор не выработала общих принципов и правил сотрудничества с инвесторами — четкие, понятные, единые для всех, хорошо известные всему бизнес-сообществу. (У прежней команды свод правил был; да, их много и справедливо критиковали, но бизнес-то хорошо знал принятый алгоритм действий!). А сегодня каждый раз вопрос решается в «ручном режиме», и, по-моему, именно эта неопределенность вызывает серьезные нарекания бизнесменов.

Вывод очевиден: выработать правила и донести их до бизнеса. Иначе Томск рискует закрепить за собой дурную славу – города, где инвесторы ждут у моря погоды.

 

P.S. А остановочные комплексы Томска пока действительно слабое звено – город они не украшают.

 

  • — У нашей программы в противовес действующей практике несколько преимуществ, — считает Владислав БЕРЕСНЕВ. – Модернизация остановок без привлечения бюджетных средств. Наши остановки (см. фото — прим. ред.) более эстетичны: стекло и металл в стиле хай-тек, они функциональны. Изменится и ситуация по уходу – мы сами будем охранять остановочные павильоны. Наконец, через оговоренный сторонами срок мы готовы вносить за землю под павильонами арендную плату, чего сейчас нет. Еще, по проекту, мы хотели интегрировать остановки в общую систему безопасности и оповещения, оборудовав их камерами наблюдения за транспортным потоком (трафик-камеры), серверами, кнопками вызова милиции. Если у города появится желание, то при совместном финансировании павильоны можно объединить единой службой диспетчеризации. В будущем, если в Томске заработает единая карта проезда, через павильоны целесообразно создать единую систему оплаты в транспорте.

 

  • С 2006 года департамент благоустройства и строительства проводит конкурсы на изготовление и установку остановочных павильонов. Все три года конкурс выигрывало ООО «Стрек» (сами изготавливают и ставят металлоконструкции). — Проблемы две — вандализм и отсутствие хозяина, — по просьбе «ТН» оценил слабые места трехлетней практики директор «Стрек» Дмитрий ВОРОБЬЕВ. – Граждане ломают конструкции: снимают металлические крыши, вытаскивают, бьют пластик. Чем дальше остановки от центра города – тем чаще (подозреваем, это дело рук огородников). По условиям конкурса в течение двух лет мы обязаны ремонтировать остановки за свой счет. То есть хозяином остановки является департамент благоустройства, но если что случилось… Ежегодно приходится реставрировать пять-шесть остановок, каждая обходится в 10-15 тыс. рублей. По истечении двух лет после установки комплексов затраты по ремонту обязан взять на себя городской бюджет, и эту эстафетную палочку город принимает как раз весной — летом 2008 года. — И в очередном конкурсе мы намерены участвовать, — заключил Дмитрий Воробьев. – Конечно, мы не в восторге от идеи Береснева — она напрямую касается финансовой составляющей нашего предприятия. Но выбор — за городом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =