Принудительный снос

Вчера утром, 11 июня, в район улиц Балтийской и Писемского прибыли представители администрации Советского района Томска, милиции, рабочие и техника «Ханты-МансийскДорСтроя» — генподрядчика строительства автомагистрали, ведущей к технико-внедренческой зоне (ТВЗ). Согласно постановлению и.о. мэра Николая Николайчука начался принудительный снос надворных построек, находящихся на муниципальной земле и мешающих строительству.

— Куда ваш бульдозер ползет?! Не сносите сараи — там «жигуленок» стоит! — жители поселка пытаются остановить тяжелую технику.

Спустя час скандала, повалив несколько деревьев, помяв один сарай и слегка взяв на таран частный деревянный дом, специалисты «Ханты-МансийскДорСтроя» были вынуждены приостановить работы.

Нынешний июнь жители девяти малоэтажек с Балтийской и Писемского называют не иначе, как военными буднями. Люди ведут круглосуточное дежурство во дворах домов, пресекая любую попытку дорожников приступить к подготовке строительства. Собственников квартир не устраивает перспектива жить рядом с большой и загруженной магистралью — ширина трассы на ТВЗ составит 25 метров, а автомобильный поток на этом участке в будущем — 7 тысяч машин в час. Жители требуют от власти обещанного еще полгода назад расселения и уверяют — в противном случае не дадут строить развязку, обратятся в суд и тем самым затянут строительство дороги кТВЗ.

 

(*для просмотра необходим flash-плеер)

В кольце

Понедельник, 9 июня.

— Знаете, где они хотели поставить подстанцию? Сначала впритык к дому, затем на детской площадке, — показывает житель одной из малоэтажен Петр Ковалевский.

— Мы не спорим — дорога Томску нужна. Но почему она должна строиться в ущерб нашим интересам, значительно ухудшая наши и без того незавидные жилищные условия? — говорит Галина Казачанская. — Разве власть не должна с уважением относиться к томичам, чьи интересы затрагивает напрямую? Не хотим жить в каменном мешке под проезжей частью, слушая, как по голове мчатся тысячи машин!

— Понимаем, что мешаем дорожникам. Но кто бы нас понял? Сейчас живем как на фронте, а если магистраль возведут — вообще житья не будет, — солидарна. пенсионерка Дарья Кузнецова. — До дороги и 25 метров не останется, а высота отсыпки у домов будет 10 метров — в яме окажемся.

— Весной с наклонной насыпи стоки с магистрали потекут к нам под окна. Домам по 40 лет — и без того рушатся на глазах, — возмущается Галина Мизонова.

Поясним: со строительством магистрали дома поселка окажутся в кольце дорог — с левой стороны проходит (и останется) старая, чуть дальше — железнодорожный переезд, по правой -новая трасса.

«На нас решили сэкономить»

— Пусть расселят, как и обещали, — настаивает Евгения Колтовская. — В 2006 году у власти были такие намерения (у нас есть ответ из мэрии), полгода назад по поводу сноса районная администрация приглашала собственников жилья. Недавно с нами встречался глава городского департамента благоустройства Владимир Оккель, который сказал — деньги на расселение есть, и он говорил про дома поселка в целом, а не про одну малоэтажку (видеозапись встречи имеется в редакции. — Прим. авт.).

В поселке девять малоэтажных домов. Под снос попадает один -на ул. Балтийской, 9-6. Но жильцы проявляют солидарность и единым фронтом требуют от власти расселения оставшихся восьми шлакоблочников — речь идет почти о 100 квартирах. Однако по проекту, сделанному томским институтом «Томгипротранс», восемь домов поселка могут оставаться на месте. От них до дороги будет максимум 25 метров.

— Если верить Маркину, начальнику отдела контроля застройки и землепользования Советского района, нормального сноса нам ждать не стоит, — вспоминает встречу с чиновником Игорь Хорошилов. — Маркин сказал: после завершения строительства трассы дома будут переведены в категорию ветхого и аварийного жилья, а затем в принудительном порядке расселены.

— На нас решили сэкономить! -делает вывод Антонина Азовцева.

Нормы защиты

— Как так вышло? Это вопрос к экспертам, которые согласно нормам просчитывали уровень шума и, как следствие, необходимость сноса, — сказал «ТН» Григорий Родин, замдиректора городского департамента благоустройства (именно это подразделение курирует на уровне города строительство магистрали на ТВЗ и ответственно за снос).

Родин не скрывает: когда речь идет о возможном сносе, задача экспертов — найти такое техническое решение, чтобы по возможности оставить дома и тем самым снизить нагрузку на бюджет. И в данном случае именно такая задача ставилась перед экспертом из ТГАСУ — заведующим кафедрой архитектуры гражданских и промышленных зданий Сергеем Овсянниковым:

— Согласно санитарным нормам, дома, которые будут находиться к дороге ближе чем на 25 метров, надо сносить, — разъясняет Овсяников. — В 25-метровом приближении можно оставить, но при этом необходимо отделить дома от трассы защитными экранами пятиметровой высоты — это многослойные звукоизоляционные металлоконструкции. Таково наше заключение, и я считаю, техническая задача по шумоизоляции домов на проектной стадии нами решена. А изолировать дома, конечно, нужно: основная автомобильная нагрузка сосредоточится именно на Балтийской — интенсивность на этом участке, прогнозируемая сразу после сдачи трассы, — 4 тыс. машин в день, а к 2027 году — 7 тыс. авто в час (суточная проходимость — порядка 94 тыс.машин).

Кстати, со слов Овсянникова, такое же проектное решение по шумоизоляции эксперты предложили власти и 4 года назад, когда готовили документацию по расселению домов вдоль пр. Комсомольского. Однако многослойная конструкция на Комсомольском по-прежнему существует только на бумаге.

— Что касается других норм, в том числе вибрации от дорог, их не существует, — завершает Сергей Овсянников.

— Да, дорога создаст неудобства: шум, вибрация… — в ответ на вопрос «ТН» сказал Григорий Родин и добавил: — С моей точки зрения, малоэтажки нельзя оставлять еще и потому, что вид с презентабельной дороги на ТВЗ будет именно на этот аул. Городу нужно это бельмо?

Конфронтация

— Вообще, кто сносом занимается? По последней информации чиновников мэрии (фамилии уже и не вспомню — их столько здесь перебывало), снос возложен на подрядчика — «Ханты-МансийскДорСтрой», — интересуется у журналиста Антонина Азовцва.

— Мы много раз пытались найти общий язык с жильцами. Люди требуют от нас расселения. И по-человечески я их понимаю: жить в окружении дорог — не лучшая перспектива, — сказал «ТН» заместитель главного инженера СУ-920 «Ханты-МансийскДорСтроя» (генподрядчик объекта) Анатолий Винокуров. — Но за свой счет расселим только один дом — на ул. Балтийской, 9, который был включен в условия выигранного нами тендера. (Сейчас «Сиббизнесгрупп» занимается переоценкой квартир этого дома — весенние данные устарели, ищем собственникам варианты.) Поиск компромисса по остальным домам — полномочия власти, но этих действий со стороны администрации мы пока не наблюдаем.

Поясним: федеральные средства предусмотрены на само строительство дороги, а расселение возможно только на средства местного бюджета. Однако на уровне города и области пока, кажется, нет четкого решения проблемы.

— Обсуждается ли этот вопрос на уровне города? Нет. У нынешней власти не хватает политической воли, — сказал «ТН» Григорий Родин.

В отличие от власти собственники жилья уже определились с дальнейшей тактикой: строителей не пускать до тех пор, пока не будет решен вопрос о сносе всех девяти домов поселка. Люди настаивают на предоставление равнозначного по площади жилья в домах не старше пяти лет. В противном случае намерены идти в суд и на этой неделе уже направили ряд жалоб в контрольно-надзорные структуры.

— Пока с нами не будет найден общий язык, строителей к домам на пушечный выстрел не подпус¬тим, — в понедельник, 9 июня, сказали «ТН» жители поселка.

— Они не дадут нам работать, — в тот же день оценил настрой людей Анатолий Винокуров. — Местной власти нужно как можно скорее искать выход из ситуации.

В среду под присмотром милиции бульдозеры пошли по огородам. И остановились…

 

ПОСЕЛОК — не единственное препятствие для строительства трассы на ТВЗ, что в итоге может сказаться на сроках сдачи объекта, — сказал «ТН» Григорий Родин. — Есть предприятия, которые используют возведение объекта федерального значения в своих финансовых интересах. (В итоге половина из обещанных 1,5 млрд. рублей уже предусматриваются на снос, расселение, шумоизоляцию, перенос, реконструк¬цию коммуникаций.) Первая группа — коммунальщики. В ходе работ предстоит перенос коммуникаций. Вообще, они давно устарели, и коммунальщики еще год-два назад должны были обновлять сети за свой счет. Однако, зная о намерениях строить трассу, они ждали начала работ, и теперь поставили власть перед фактом. И для ускорения процесса эти работы будут профинансированы из федерального бюджета.

— Вторая группа — СУ-13, — продолжает Родин.- Компания получила в свое время разрешение на застройку микрорайона в конце ул. Сибирской с учетом будущей магистрали. Увы, из проектного решения этот нюанс исчез: СУ-13 не только забыло поставить за свой счет шумозащитные окна в новостройках, но и почти на 25 метров сузило проезжую часть. С шириной дороги уже ничего не поделать (вместо 35 метров будет 15), а вот деньги на шумоизоляцию новостроек — опять же из общего финансового пирога.

— Третья сторона — 000 «Мираж». Компания претендует на комплекс возводимых гаражей в конце ул. Алтайской, уверяя, что земля в собственности, хотя сам объект относится к незавершенному строительству. Кто в мэрии давал разрешение на эти гаражи, кто отводил землю — пока вопрос. Мы написали письмо и.о. мэра Николайчуку. Тем временем директор «Миража» ставит вопрос ребром — либо компенсация 300-600 млн. рублей, либо иск в суд и парализация трассы на ТВЗ, — завершает Родин.

— Головной болью стал и неполный пакет строительной документации, что тоже может затянуть сроки, — добавляет Анатолий Винокуров. — Например, мы должны заниматься реконструкцией улиц Алтайской, Сибирской, Толстого — необходимо сделать переустройство коммуникаций (кабель связи, газопровод, канализация). Но документов, регламентирующих эти действия, нет: генеральный проектировщик (институт «Томгипротранс») продал проект заказчику (областной департамент строительства) с нехваткой документации. Бумаги получаем только сейчас — с опозданием на полгода. В связи с отсутствием документов меняется и сметная стоимость работ — заказчик вынужден в экстренном порядке искать дополнительные средства.

 

Дом на ул.Балтийской, 9-а, можно не сносить, решили эксперты. От него до дороги будет 37 метров, а откосная часть, откуда, по сути, уже начнется дорога, -в 12 метрах. От дома на ул. Писемского, 4, дорога будет находиться в 35 метрах, откос магистрали — в 15 метрах. Однако на днях строители были во дворе на ул. Писемского, 4, -устанавливали вешки. Если верить этой границе, то дорога все-таки будет ближе чем 25 метров от дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =