Гроза общежитий

В Кировском районном суде завершился процесс над гражданкой П. Эту женщину без преувеличения можно назвать воровкой-профессионалкой: начиная с 1998 года ее уголовные дела рассматривали Советский, Кировский и Октябрьский суды, приговаривавшие П. к серьезным срокам лишения свободы (если сложить все наказания, получалось 39 лет 4 месяца тюрьмы). В реальности она отсидела значительно меньше, освободившись из заключения в апреле 2005 года.

Вскоре П. снова взялась за свое «ремесло». Три с половиной месяца — с октября 2007 по январь 2008 года — воровка регулярно навещала несколько общежитий, похищая сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты и ноутбуки. В ее уголовном деле 37 криминальных эпизодов. Все они похожи друг на друга как две капли воды, различаясь только суммой причиненного ущерба. Во всех случаях П. проникала в незапертые комнаты и, пользуясь либо отсутствием хозяев, либо тем, что они спят, забирала приглянувшиеся вещи. Так ей удалось похитить 25 сотовых телефонов (стоимостью от 2 500 до 17 480 рублей), 9 ноутбуков (стоимостью от 17 000 до 35 000 рублей) и 3 цифровых фотоаппарата (на сумму 16 090 рублей). В ходе расследования вахтеры опознавали ее, но так и не смогли внятно объяснить, как пропустили и выпустили ее с краденым.

 

Вскрытие ПОКАЖЕТ

Воровка в законе

— Вам все-таки что нужно? — старший участковый уполномоченный Кировского РОВД Виктор Горбовский хотел четко уяснить задачу.

— Мне нужно обворовать общежитие. И чтобы вы пошли вместе со мной – при форме и документах. А то как бы хозяева, застав меня на месте преступления, не начали сгоряча руки выкручивать. Должен ведь кто-то мне спину прикрыть?

— Конечно. Идемте.

Эксперимент, затеянный вашим корреспондентом в общежитии ТУСУРа на ул. Лыткина, 8, был, на первый взгляд простым, однако его выполнение требовало внимания и аккуратности. Мне, лицу среди студентов чужому, предстояло вычислить комнаты, где отсутствуют хозяева. Войти. Оглядеться, отмечая ценные вещи. Засечь время отсутствия жильцов. Прикинуть, успею ли вынести… В общем, совершить виртуальную кражу. Если застукают – предъявить участкового как гаранта чистоты намерений.

«Поиск Иванова»

Найти незапертые комнаты оказалось несложно – многие двери слегка приоткрыты. Но хозяева либо собирались перекусить, либо топтались у плиты, либо сидели за столом – входная дверь была в поле их зрения.

— Грубо заходим, — морщился Горбовский. — Настоящий вор как поступает? Заглядывает: «Здесь проживает товарищ Иванов? Нет? Извините», — и дальше. «Поиск Иванова» дает возможность выяснить, в каких комнатах есть что-то стоящее. Потом злоумышленник караулит момент, когда хозяева выходят — в туалет, на кухню, хватает вещи и быстро скрывается. Вести наблюдение за комнатой ему несложно: никто не обращает внимания на чужого человека в конце коридора – ну пришел к кому-то, курит, что такого?

Я не искала «Иванова» — просто открывала двери и заглядывала. Студенты отрывались от своих дел, смотрели недоуменно. Короткое «ой, извините…» полностью исчерпывало ситуацию. Ни один человек не поинтересовался, кто я и что мне нужно. Лица не запомнили. Описать вряд ли смогут.

В двух комнатах молодые люди, увлеченные фильмом и компьютерной игрой, даже не оглянулись на тихий скрип и дали мне возможность прощупать карманы висящих в прихожей курток. Одежду можно уносить.

В конце рейда воровская удача улыбнулась еще шире: незапертая дверь, хозяин отсутствовал. Сотовый лежал на тумбочке. Хотелось взять мобильник и засунуть куда-нибудь — пусть парень поищет, пока кто-нибудь из знакомых не позвонит… За этими неторопливыми размышлениями меня и застал жилец.

— Поздравляю, — возник в дверях участковый, — пока ты уходил, воры успели всю комнату вычистить!

— Да я видел, что она зашла! – парень пытался сохранить лицо.

— Ну да, видел. А дверь все-таки почему не запираешь?

— Не запирается…

 

«Вы ограблены!»

В общежитие политеха на ул. Вершинина удалось проникнуть только с третьей попытки.

— У вас ничего не получится, — предупреждали милиционеры в опорном пункте. – Там такие вахтеры… А если узнают, что из газеты, — сразу комендант прибежит, студсовет, начнут требовать согласования с руководством…

— С прокуратурой согласовано, с милицией.

— Им без разницы.

— Что делать?

— Ну, представьтесь чьей-нибудь мамой. Или тетей. Сумеете пройти – наш сотрудник будет вас сопровождать. Нет – извините.

В двух общежитиях дали от ворот поворот. Помощник участкового младший сержант Денис Желтковский, откомандированный для сопровождения, только улыбался сочувственно. В третьем общежитии положенное сверх паспорта журналистское удостоверение, байка об интервью с активистом студотряда, честные глаза и уверенный тон пробили брешь в обороне.

Встретились с участковым пару минут спустя на втором этаже. И пошли, заглядывая во все незапертые двери. В одном месте в ответ на шорох в прихожей хозяева голов от монитора не повернули: я взяла очень приличную куртку со стула посреди комнаты и передала ее «подельнику».

— Вы ограблены! – радостно сообщил милиционер растерявшимся парням.

Долго смотрю на спящую девушку и примериваюсь к красивым туфелькам и кое-какой косметике (куртки – уже мои), пока с другой кровати не приподнимается растрепанная голова.

— Девушка, вашей одежды, туфель и косметики уже нет… Они вам были лишние?

Голова растерянно улыбнулась:

— Нет… Спасибо. Мы закроемся.

Еще комната. Посуда. Сувенирчики. Слегка разбросанные вещи. Клетка с хомячком. И никого.

— Денис, мы захватили мешок?

Ждем. Хозяйка ушла ненадолго. Но настоящему домушнику времени хватило бы. Остался бы один хомячок. Или клетка.

Продолжение следует

За два дня моей добычей стали четыре куртки, духи, черные женские туфли и сотовый телефон. Неплохое начало для дилетанта. В следующий раз попытаюсь вынести что-нибудь за пределы общежития. Ради чистоты эксперимента.

 

Комментарий

Каждая третья кража раскрывается

— Кражи в общежитиях – болевая точка Кировского района, — прокомментировал «ТН» ситуацию прокурор района Сергей Черневич. – В 2007 году в них совершено более 150 краж, за 4 месяца текущего года – 45. Большинство произошло в общежитиях ТГУ, ТУСУРа, СибГМУ. У студентов похищают деньги, мобильные телефоны, компьютеры. Одна из причин проникновения воров – номинальный пропускной режим. Прокуратура не осталась в стороне от проблемы. В течение двух лет я неоднократно встречался с руководителями всех вузов, комендантами общежитий, председателями студотрядов. Удалось активизировать работу милиции: темпы роста хищений снизились, их раскрываемость за 4 года увеличилась в 8 раз. Если еще в прошлом году раскрывалась каждая десятая кража, то в нынешнем – каждая третья. Но ключ к решению вопроса – не постоянное вмешательство правоохранительных органов, а бдительность студентов и надлежащий пропускной режим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − пять =