Стандарты «лохматого» года

— Недавно наблюдали капремонт ул. Высоцкого — в Ханты-Мансийске уволили бы за такое качество работы, — сказал «ТН» начальник асфальто-укладочного комплекса «Ханты-МансийскДорСтроя» Юрий Дубиков.

Тема качества ремонта томских дорог — сквозная нить июня. Инициатор Виктор Кресс уже не раз открыто заявил: его не устраивает качество ремонтных работ — от томских дорожников глава области, как и горожане в целом, хотел бы большего. И, поскольку пока эти ожидания не оправдываются, губернатор настойчиво призывает томских дорожников обратить внимание на работу их коллег из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Опыт соседей интересен по ряду причин. Во-первых, их дороги намного лучше (ровнее и долговечнее) наших. Во-вторых, добиться такого результата соседям помогли … в том числе и томичи, разработавшие стандарты повышения качества дорожного полотна.
Специалисты «Ханты-МансийскДорСтроя»: «За такую работу нас бы уволили»

Этим летом «ХантыМансийскДорСтрой» впервые принимает участие в ремонте дорог Томска. До 2010 года их объект – трасса на ТВЗ (улицы Сибирская, Алтайская, Толстого, Балтийская).

— Вас интересует наше мнение о томских дорогах? В Томске мы не первый месяц: видели дороги до ремонта и спустя год-другой — ни одну из магистралей городской я бы не назвал, — в ответ на вопрос «ТН» без излишней дипломатичности заявил заместитель главного инженера «ХантыМансийскДорСтроя» Анатолий Винокуров.

— Недавно наблюдали капремонт ул. Высоцкого – в Ханты-Мансийске уволили бы за такое качество работы – ГОСТы игнорируются! — солидарен с коллегой начальник асфальто-укладочного комплекса «ХантыМансийскДорСтроя» Юрий Дубиков. – К примеру, есть такое понятие – ровность, но для Томска оно почему-то как пустой звук. Есть жесткие требования по ровности: к примеру, просветы под рейкой, если ее положить на отремонтированную дорогу, не должны превышать 5 мм. С рейкой я не ходил: невооруженным взглядом вижу — в Томске, похоже, нет ни одной такой дороги.

  • Таким прибором дорожники проверяют степень уплотнения и водонасыщения дорожного покрытия

По старинке

— Поработав несколько месяцев с вашими проектировщиками и представителями власти, пришел к выводу: в Томске предпочитают работать по старинке — новшества, технологии, стандарты пока не стали правилом, — считает Анатолий Винокуров. — Пример: на ул. Балтийской мы предложили немного изменить конструкцию дорожной одежды. По проекту заложена сборная ж/б плита (для нашего региона это уже прошлый век): чтобы уйти от неизбежной трещины, которая в любом случае появится на дороге на месте стыка плит и приведет к разрушению асфальтобетона, мы предложили изменить конструкцию, сделав ее более гибкой, долговечной, заменив плиты на «многослойный пирог» (из щебня, асфальтобетона и т. д.). В другом случае вместо ж/б предложили поставить гофрированную трубу. В ответ ваши проектировщики открывают СНИП (строительные нормы и правила – прим. авт.) какого-то «лохматого» года и говорят: «В нем таких труб нет». Откуда они в этом СНИПе возьмутся?! В те годы труб-гофр в помине не было! Как бы поступили наши проектировщики? Они пересмотрели бы все современные документы и нашли те, где такая технология разрешена. И она действительно разрешена — причем не первый год. В конце концов через чиновников городской администрации нам все же удалось убедить томских проектировщиков.

  • Вчера специалисты «Ханты-МансийскДорСтроя» в качестве субподрядчиков вышли на ремонт коммунального моста. И сразу же предложили заказчику изменить технологию работ для повышения качества асфальтового покрытия.

Причины торможения

В числе специалистов, разработавших ряд стандартов для автомобильных дорог Ханты-Мансийского округа, есть НИИ строительных материалов ТГАСУ и ООО «Строительная лаборатория». «ТН» попросили директора «Строительной лаборатории» Владимира Веника дать сравнительную характеристику дорожного дела в регионах-соседях.

— Да, многие технические параметры, которых придерживаются томские проектировщики и дорожники в ходе подготовки и ремонта городских магистралей, морально устарели, — сказал Владимир Веник. — Поясняю: есть ГОСТы — объемные, очень серьезные нормы, касающиеся, например, таких параметров, как безопасность. И на местном уровне ГОСТы изменить нельзя. Но есть и другое понятие – технические регламенты или стандарты организаций. Последними, если регион заинтересован, можно повышать качество дорожного строительства. В Ханты-Мансийске над этим задумались 10 лет назад, и уже 7 лет строят дороги по стандартам, разработанным с учетом особенностей региона. На дорогах соседи не экономят: ежегодно из бюджета для привлечения научного потенциала (в том числе из Томска) — на разработки по улучшению качества дорог — в ХМАО выделяется 10 млн. руб. (в Томской области — ни копейки). Эти расходы на самом деле экономия, в дальнейшем (в процессе эксплуатации автомобильной сети, за счет сокращения затрат на ремонт) затраты окупаются сторицей. Почему аналогичный опыт не используется в Томске? – продолжает Владимир Николаевич. — Во-первых, для разработки стандартов нужна, прежде всего, заинтересованность власти. Необходим местный закон, который закрепил бы за дорожной отраслью обязательное финансирование (научно исследовательских разработок в том числе). Также необходимо определиться, какой исполнительный орган станет заказчиком всех дорожных работ, проводимых в Томске, ведь только в этом случае целесообразно заниматься разработкой единых стандартов, которые станут обязательными в городских масштабах. При всех этих условиях появится полная ясность и для заказчика, и для подрядчиков, и для надзора.

А пока мы имеем то, что имеем: чтобы победить в конкурсе, подрядные организации используют одно средство – играют на понижении цены контракта (многие подрядчики выглядят как девушки, которые стоят вдоль дорог и пытаются заработать хоть что-то). О повышении качества дорожных работ в данной ситуации они и не задумываются.

Словом, решение дорожной проблемы – задача для власти, — резюмирует Владимир Веник.

  • — Давно не видел колодцы среди дорог, — говорит Анатолий Винокуров. – В соседних городах это редкий случай, а в Ханты-Мансийске коммуникаций на магистралях вообще нет – перенесены на газоны, тротуары. Томские же дороги кишат коммуникациями, что ухудшает качество полотна. Около колодцев площадка не уплотняется (это сделать сложно, да и не нужно), по свежему асфальту, через зазор кольца колодца, начинают прыгать машины: это же миллион ударов в сутки — дорожная одежда разрушается. Вторая проблема — температурный режим. От перепада температур внутри колодца и снаружи асфальт разрушается. Есть и другие нюансы, которые удивляют: в Томске дорожники используют не дробленый гравий — он же будет катиться и разрушать дорожную одежду. Не раз приходилось видеть и работу с некачественной асфальтобетонной смесью.

 

— На многих томских дорогах, где год-два назад проведен ремонт, уже наблюдается колейность и просадки, — показывает Юрий Дубиков. – Это может происходить по двум причинам: либо при ремонте использовалась устаревшая технология, хотя есть современные, более дорогие, но позволяющие избежать таких последствий; либо хромает проектная технология и, очевидно, не учитывается нагрузка автомобилей на магистраль.

— В Томске действительно не проводится в нужном объеме диагностика городской сети, — добавляет Владимир Веник. – Хотя, прежде чем строить, реконструировать магистраль, нужно провести полный комплекс исследовательских работ по оценке работоспособности существующей дороги и тем самым выяснить – выдержит ли магистраль прогнозируемую нагрузку.

 

— По природным условиям наши регионы похожи: многие дороги проходят по болотистым местностям, остро ощущается недостаток строительных материалов, — говорит Владимир Веник, — а вот подходы к строительству дорог разные. Например, в ХМАО тратят средства на исследования стройматериалов, что в последующем позволяет

улучшить качество дорожного полотна и продлить срок его службы.

Вообще, соседи на дорогах не экономят: Ханты-Мансийский округ ежегодно на дорожных работах осваивает 16-17 млрд. руб. Мы — максимум 1 млрд. с небольшим.

 

Губернатор распорядился найти независимых экспертов, которые будут контролировать деятельность томских дорожников. Также Виктор Кресс обязал замгубернатора Игоря Шатурного в ближайшее время организовать в Томске научно-практическую конференцию по качеству автомагистралей. Она состоится в Томске в первых числах июля.  

 Кстати

Репутация

Дорожники из соседнего региона не скрывают: в томском тендере они заявили о себе целенаправленно – чтобы расширить географические бизнес-границы и в будущем, возможно, получить на томской земле еще не один подряд. И потому они очень озабочены своей репутацией.

— Нам предложили показать себя и сделать дорогу как в Ханты-Мансийске — взяться за косметический ремонт на ул. Кирова (1,2 км от пл. Дзержинского до пр. Ленина), — рассказал «ТН» Анатолий Винокуров. — Обещают из бюджета 10 млн. руб. Мы пока думаем: за такие деньги, учитывая сегодняшнее качество полотна на пр. Кирова, сделать проезжую часть хотя бы в соответствии с ГОСТом сложно. Чтобы выровнять дорогу, сделать уклоны, бордюры, перенести коммуникации, нужно не 10, а 50 миллионов — сейчас сургутский проектный институт просчитывает реальную сумму затрат. Словом, не исключаем, что откажемся от этого подряда, и даже склонны подозревать, что предложение по пр. Кирова — некая провокация со стороны томского сообщества, имеющего отношение к дорожному рынку и не очень заинтересованного в появлении иногороднего конкурента.

 

Народный критерий качества дорожного полотна в Ханты-Мансийске: в машине, двигающейся по трассе, стоит стакан с водой, и вода не проливается. Специалисты «Ханты-МансийскДорСтроя» уверяют, что трасса на ул. Балтийской будет именно такой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + шесть =