Святое дело

Мозаичные иконы Алексея Потемкина и его учеников  

Ко дню святых Петра и Павла (12 июля) на стенах Петропавловского храма появились три новые мозаичные иконы, выполненные по эскизам художника-монументалиста Алексея Потемкина. Тем временем в его мастерской кипит работа по созданию новой мозаики – иконы Спаса Нерукотворного, которой предстоит уже в сентябре украсить вход в Богоявленский собор.

Художник

Мастерская художника Потемкина располагается в мансарде. Но когда попадаешь в просторную комнату с высокими потолками и огромными окнами, кажется — в другом измерении.

Начатую в декабре прошлого года работу над иконами Петра, Павла и Спасителя для Петропавловской церкви в мастерской Потемкина закончили, как и обещали, в срок – к 12 июля. Создание мозаики Спаса Нерукотворного для Богоявленского собора необходимо завершить в первых числах сентября:

— Спас Нерукотворный – это изображение лика Христа на полотенце, — поясняет Алексей Потемкин. — Есть и другой вариант иконы — плат с ликом Спасителя поддерживают ангелы. Мозаика, над которой работаем, должна украсить вход в храм. Архитектурный ансамбль подсказал, что изображение нужно сделать с ангелами, а размеры ниши натолкнули на мысль об орнаментальном дополнении композиции.

Итог – каноническое изображение в авторской интерпретации. Церковнослужители не против – эскиз был утвержден владыкой Ростиславом и, говорят, очень ему понравился. Да и за работу Потемкин принялся, получив благословение церкви:

— Мозаики – это богословие в красках, — рассказывает художник. – Они помогают верующим приобщиться к духовности через изображение. Украшать храмы мозаиками – давняя традиция.

Искусство церковной росписи, мозаики, иконописи дано не каждому талантливому художнику:

— Рисовать многие умеют, а работать в этой сфере – далеко не все, — считает Алексей Потемкин. – Этому невозможно научить – тут чувствовать надо. И для этого, конечно, нужно быть верующим.

 

 

 

Процесс

Создание церковной мозаики – труд долгий и кропотливый.

Сначала художник работает над эскизом. При этом он, с одной стороны, руководствуется иконописными канонами, с другой стороны, архитектурной ситуацией:

— Мозаика – не просто икона, — поясняет Алексей Потемкин, — это монументальная работа, которая выполняется с учетом плоскостей и пространств храма. Очень важна гармония с архитектурным ансамблем – чтобы мозаика и стены храма жили единой жизнью.

Затем художник создает на бумаге картон – рисованное изображение иконы в натуральную величину, с детальной проработкой мозаичной кладки.

— На картоне важно четко показать, как направить графью (мозаичную линию). Искусно проложенная графья дает ровную кромку, ощущение объема и перспективы, — рассказывает Алексей Потемкин.

— С картона снимается калька. Она передавливается на мягкую основу – пластилин, на котором происходит первоначальный набор мозаики. Затем мозаичные детали собираются в единое целое, изображение снова режется на «коврики» – участки, которые по схеме переносятся на раствор, нанесенный на каменное основание.

Работают художники со смальтой – непрозрачным цветным вареным стеклом. Это прочный и долговечный материал – он не выгорает на солнце и не разрушается под воздействием внешних факторов. Поэтому и живут мозаики столетиями. Самая ранняя из дошедших до наших дней датирована IV веком.

 

Ученицы

Научить церковному искусству невозможно, уверен Потемкин:

— Это изнутри идет. Или извне… — улыбается он.

Но поделиться техникой можно. В мастерской художника сейчас трудятся две выпускницы колледжа культуры – Ирина Кузнецова и Надежда Пырсикова.

— Пришла пора передавать то, что умеешь сам, другим людям, — поясняет художник. — Надо позаботиться о смене, чтобы дело не погибло. Ведь дело-то уникальное, да и уровень исполнения высокий.

Под руководством наставника девушки по картонам набирают мозаичные строчки. Спас Нерукотворный – их вторая серьезная работа. Первой настоящей иконой стал лик Спасителя для Петропавловской церкви.

Надежда уже неделю трудится над ангельским ликом:

— Лица и руки – самое сложное, поясняет она.

В ход здесь идут самые мелкие кусочки смальты, разрезанные стеклорезом, расколотые молоточком до кусочков в 2-3 мм.

Ирина набирает одеяния ангела:

— В мозаике меня больше всего привлекает пластика, — рассказывает она, поправляя кусочки зеленой смальты. – За работой проводим часов шесть в день, потом внимание рассеивается, и сосредоточиться уже не получается.

Потемкин ученицами доволен:

— Надеюсь, что они вырастут в самостоятельных художниц, — улыбается он. – Ведь духовное искусство – благородная работа. Люди проходят мимо твоих мозаик – молятся. Святые лики помогают им. Это же большое дело, когда после тебя остаются вещи такого порядка.

 

Наша Справка

Алексей Потемкин – выпускник Строгановского училища (Москва). Долгое время работал в витражной технике: им выполнены витражи на окнах ТЮЗа, СибГМУ, органного зала.

 

Интересно

Над созданием мозаичных икон Петра, Павла и Спасителя трудился целый коллектив художников: над фигурой Петра работал Антон Поздеев, фигуру Петра выполнил Николай Грогаль, Спасителя – Ирина Кузнецова и Надежда Пырсикова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 6 =