Мозаичные иконы Алексея Потемкина и его учеников
Ко дню святых Петра и Павла (12 июля) на стенах Петропавловского храма появились три новые мозаичные иконы, выполненные по эскизам художника-монументалиста Алексея Потемкина. Тем временем в его мастерской кипит работа по созданию новой мозаики – иконы Спаса Нерукотворного, которой предстоит уже в сентябре украсить вход в Богоявленский собор.
Художник
Мастерская художника Потемкина располагается в мансарде. Но когда попадаешь в просторную комнату с высокими потолками и огромными окнами, кажется — в другом измерении.
Начатую в декабре прошлого года работу над иконами Петра, Павла и Спасителя для Петропавловской церкви в мастерской Потемкина закончили, как и обещали, в срок – к 12 июля. Создание мозаики Спаса Нерукотворного для Богоявленского собора необходимо завершить в первых числах сентября:
— Спас Нерукотворный – это изображение лика Христа на полотенце, — поясняет Алексей Потемкин. — Есть и другой вариант иконы — плат с ликом Спасителя поддерживают ангелы. Мозаика, над которой работаем, должна украсить вход в храм. Архитектурный ансамбль подсказал, что изображение нужно сделать с ангелами, а размеры ниши натолкнули на мысль об орнаментальном дополнении композиции.
Итог – каноническое изображение в авторской интерпретации. Церковнослужители не против – эскиз был утвержден владыкой Ростиславом и, говорят, очень ему понравился. Да и за работу Потемкин принялся, получив благословение церкви:
— Мозаики – это богословие в красках, — рассказывает художник. – Они помогают верующим приобщиться к духовности через изображение. Украшать храмы мозаиками – давняя традиция.
Искусство церковной росписи, мозаики, иконописи дано не каждому талантливому художнику:
— Рисовать многие умеют, а работать в этой сфере – далеко не все, — считает Алексей Потемкин. – Этому невозможно научить – тут чувствовать надо. И для этого, конечно, нужно быть верующим.
Процесс
Создание церковной мозаики – труд долгий и кропотливый.
Сначала художник работает над эскизом. При этом он, с одной стороны, руководствуется иконописными канонами, с другой стороны, архитектурной ситуацией:
— Мозаика – не просто икона, — поясняет Алексей Потемкин, — это монументальная работа, которая выполняется с учетом плоскостей и пространств храма. Очень важна гармония с архитектурным ансамблем – чтобы мозаика и стены храма жили единой жизнью.
Затем художник создает на бумаге картон – рисованное изображение иконы в натуральную величину, с детальной проработкой мозаичной кладки.
— На картоне важно четко показать, как направить графью (мозаичную линию). Искусно проложенная графья дает ровную кромку, ощущение объема и перспективы, — рассказывает Алексей Потемкин.
— С картона снимается калька. Она передавливается на мягкую основу – пластилин, на котором происходит первоначальный набор мозаики. Затем мозаичные детали собираются в единое целое, изображение снова режется на «коврики» – участки, которые по схеме переносятся на раствор, нанесенный на каменное основание.
Работают художники со смальтой – непрозрачным цветным вареным стеклом. Это прочный и долговечный материал – он не выгорает на солнце и не разрушается под воздействием внешних факторов. Поэтому и живут мозаики столетиями. Самая ранняя из дошедших до наших дней датирована IV веком.
Ученицы
Научить церковному искусству невозможно, уверен Потемкин:
— Это изнутри идет. Или извне… — улыбается он.
Но поделиться техникой можно. В мастерской художника сейчас трудятся две выпускницы колледжа культуры – Ирина Кузнецова и Надежда Пырсикова.
— Пришла пора передавать то, что умеешь сам, другим людям, — поясняет художник. — Надо позаботиться о смене, чтобы дело не погибло. Ведь дело-то уникальное, да и уровень исполнения высокий.
Под руководством наставника девушки по картонам набирают мозаичные строчки. Спас Нерукотворный – их вторая серьезная работа. Первой настоящей иконой стал лик Спасителя для Петропавловской церкви.
Надежда уже неделю трудится над ангельским ликом:
— Лица и руки – самое сложное, поясняет она.
В ход здесь идут самые мелкие кусочки смальты, разрезанные стеклорезом, расколотые молоточком до кусочков в 2-3 мм.
Ирина набирает одеяния ангела:
— В мозаике меня больше всего привлекает пластика, — рассказывает она, поправляя кусочки зеленой смальты. – За работой проводим часов шесть в день, потом внимание рассеивается, и сосредоточиться уже не получается.
Потемкин ученицами доволен:
— Надеюсь, что они вырастут в самостоятельных художниц, — улыбается он. – Ведь духовное искусство – благородная работа. Люди проходят мимо твоих мозаик – молятся. Святые лики помогают им. Это же большое дело, когда после тебя остаются вещи такого порядка.
Наша Справка
Алексей Потемкин – выпускник Строгановского училища (Москва). Долгое время работал в витражной технике: им выполнены витражи на окнах ТЮЗа, СибГМУ, органного зала.
Интересно
Над созданием мозаичных икон Петра, Павла и Спасителя трудился целый коллектив художников: над фигурой Петра работал Антон Поздеев, фигуру Петра выполнил Николай Грогаль, Спасителя – Ирина Кузнецова и Надежда Пырсикова.