Китайская грамота

Восточный опыт создания федеральных университетов

Как любое нововведение, идея создания федерального университета у вузовской общественности Томска вызывает вполне понятные опасения. Страшно разрушать устоявшийся порядок функционирования вузов. Но неуютно оставаться в стороне от государственных преобразований. Да к тому же совсем не ясно, что получится из всей этой затеи с федеральными университетами. Тем не менее позитивный опыт укрупнения университетов в мировой практике имеется – в Китае. В разговорах о высшем образовании ссылаться на Восток обычно не принято – ведь лидеры традиционно на Западе. Китайские «федеральные университеты» — исключение. Эта реформа высшего образования позволила Поднебесной за короткий срок не только увеличить количество студентов в два раза (что России, может быть, и не нужно), но и вывести китайские вузы на первые позиции в мировых рейтингах.

 

Реформировать систему высшего образования в Китае начали в 1993 году. Преобразования высшей школы шли в рамках масштабного наступления на неграмотность, развернутого китайскими властями. На тот момент читать и писать в Китае не умели 180 млн. людей старше 15 лет (22,2 процента). Ощущался острый дефицит специалистов со среднеспециальным и высшим образованием.

Власти поставили задачу сделать всеобщим полное среднее образование в крупных городах, интенсивно развивать профессионально-техническое обучение. Причем взрослых жителей удаленных районов предполагалось обучать дистанционно – с помощью телевидения и других информационных технологий. Речь шла ни много ни мало о создании «национальной системы аудиовизуального обучения».

Тогда же в Китае началось создание системы из 100 университетов первоклассного мирового уровня: 708 вузов были объединены в 302 многопрофильных универсальных университета. Так, например, Центральная академия прикладного искусства была объединена с самым авторитетным храмом науки Китая — университетом «Цинхуа». Пекинский университет, существующий более 100 лет, слился с Пекинской медицинской академией.

Эти преобразования понадобились китайскому правительству для того, чтобы оптимизировать систему управления вузами — сконцентрировать государственные деньги на развитии 100 ведущих университетов. Перед чиновниками стояла амбициозная цель – вывести эту сотню на уровень лучших вузов наиболее развитых стран мира.

Управление местными университетами, не попавшими в список ведущих, планировалось полностью передать правительствам провинций, автономных районов и муниципальным органам власти. Впрочем, сразу нужно оговориться, что государственное финансирование местных университетов было сокращено не так радикально, как предполагалось. В настоящее время 70 процентов из 2 273 вузов находятся в компетенции Министерства образования КНР и только 30 процентов являются ведомственными.

Если у представителей российской вузовской общественности гипотетический переход с федерального финансирования на региональное вызывает страх и ужас, то на китайских университетах ослабление связи с министерством отразилось благоприятно. У местных вузов появилась возможность укрепить связи с городами и регионами, то есть стать региональными центрами. А поскольку высшее образование в Китае считается отраслью престижной и перспективной, у этих вузов тут же возникли новые источники инвестирования.

В 1998 году начался новый этап реформы. В это время государственное финансирование вузов более чем удвоилось и к 2003 году достигло 10,4 млрд. долларов в год. Часть дополнительных расходов была направлена на репатриацию ученых, сделавших успешную карьеру за рубежом. Им были предложены приличные даже по американским меркам зарплаты и созданы западные условия труда.

Усилия министерства образования не прошли даром: в последнем рейтинге британской «The Times» в число 200 лучших в мире университетов вошли 6 китайских. Пекинский университет занимает в этом списке 14-е место — он лучший за пределами Европы и Северной Америки и опережает университеты Австралии, Японии и Сингапура. МГУ в этом списке 93-й.

 

Реформы образования в Китае начались под лозунгом «В развитии образования – лицом к модернизации, к внешнему миру, к будущему».

 

Уже несколько недель на страницах «Томских новостей» идет активное обсуждение перспектив и опасностей создания федерального университета в Томске. Все материалы дискуссии, в которой приняли участие ректоры вузов и представители власти, — на сайте газеты: tnews.tomsknet.ru в разделе «Федеральный университет».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 4 =