Оксана Козловская: Инновации счет любят

Первый заместитель губернатора Оксана Козловская, курирующая экономический блок, ответила на вопросы корреспондента «ТН».

Фабричные истории

— Оксана Витальевна, в спичечной отрасли России серьезные проблемы, фабрика «Сибирь» не исключение?

— Да, практически все предприятия, на которых основным производством является спичка, по прошлому году получили убытки. Связано это, как мы считаем, с тем, что российский производитель спички не защищен от демпинга со стороны иностранных производителей.

— Белоруссия?

— Не только. Малайзия… Все, кто может демпинговать за счет дешевой рабочей силы.

Вторая причина – монопрофильность. Там, где спичфабрики встроены в многопрофильные лесные комплексы, есть возможность покрыть убытки от спички за счет других направлений. И многие предприятия в других регионах России уже идут этим путем. Принципиальная позиция администрации: мы бы хотели, чтобы спичечное производство, история которого насчитывает в области больше 100 лет, развивалось. И сейчас все делается для этого: в первую очередь работает руководство компании, а мы активно помогаем.

— Говорите о письме в Министерство экономического развития?

— Да, мы заявили, что поддерживаем позицию российских производителей и считаем, что нужно вводить импортные пошлины или дать нашим производителям некие преференции, поставив их в равное положение с импортерами.

Письмом работа не ограничивается. Сейчас владельцы «Сибири» прорабатывают вопрос о создании спичечного производства на строящейся в районе Итатки «Зеленой фабрике». Думаю, это оправданный шаг: на новом месте можно будет диверсифицировать производство. К тому же сегодняшняя территория накладывает серьезные ограничения для развития.

— Как я понимаю, возможны сокращения?

— Безусловно, возникают определенные риски по отношению к тому производству, которое есть сегодня, и людям, которые на нем работают. По моему поручению департамент труда и занятости совместно с руководством спичфабрики уже прорабатывает варианты решения проблемы трудоустройства людей, которые потенциально могут попасть под сокращение.

Подчеркиваю: мы разделяем позицию руководства компании в той части, что сегодня ни в коем случае нельзя останавливать производство спички: конкуренция в этой сфере очень жесткая, и нужно создать задел, чтобы не потерять рынок. Словом, постараемся минимизировать все проблемы.

— Есть информация, что возникли финансовые трудности в модернизации птицефабрики «Томская» и амбициозные планы, заявленные в 2006 году АЛПИ и областной администрацией, под угрозой.

— Первоначальные планы сдвигаются на более дальний срок. Связано это, во-первых, с мировым финансовым кризисом: стало достаточно сложно привлекать долгосрочные кредиты на выгодных условиях – они подорожали и их просто-напросто не так много. Во-вторых, очень выросли цены на зерно, опять же во всем мире. Наконец, фактор лета в Томске: отток студентов, жара — спад потребления.

Но проект не будет свернут — собственники уже вложили в него более 1,5 млрд. рублей и обречены на то, чтобы завершать. Думаю, озвученная программа (30 тысяч тонн мяса в год и 300 миллионов штук яйца) будет реализована. Уже в этом году мы ожидаем выход на 13 тысяч тонн мяса птицы (в прошлом году — 9).

По инновационному счету

— С одной стороны, рост инвестиций, с другой – темпы роста промышленности скромные, где-то даже спад. Статистика не радует.

— Когда мы встаем на инновационный путь развития, серьезно меняется номенклатура изделий и, соответственно, размер добавленной стоимости. Так вот, если откинуть СХК и «Томскнефть» (это особая тема) и посмотреть на томские заводы, индекс физического объема (в единицах продукции) падает, а прибавленная стоимость (валовый региональный продукт) растет. Кстати, и здесь есть проблема счета: ВРП статистика показывает нам только через два года.

— Так долго?!

— В России пока нет методики расчета ВРП по регионам. Много вертикально интегрированных компаний. Пока Федерация данные соберет, потом попытается расчленить по таким компаниям, как «Томскнефть», ТНХК, «Микроген», «Фармстандарт» и т.д., – время. А потом еще досчитают… По этим и другим причинам мы и бьем тревогу, предлагая правительству определиться с понятием «инновационная деятельность» и методикой оценки того, что производят инновационные предприятия и инновационные регионы. Томская область очень специфический регион: например, в ВРП почти 5 процентов — научно-образовательный комплекс, «мозги». А нас оценивают по индексу физического объема…

Партнерство и деньги

— Почему так долго не подписывается соглашение между администрацией области и «Роснефтью»?

— Такие соглашения принимаются для того, чтобы подчеркнуть, что власть и бизнес работают как партнеры: власть показывает, что заинтересована в развитии данного бизнеса, а бизнес заявляет о готовности участвовать в социальной поддержке территории. Мы высказали «Роснефти» свои предложения по ряду социальных программ, но ответ до сих пор не получили. А после того как совладельцем «Томскнефти» стала «Газпром нефть», ситуация усложнилась – теперь нужно договариваться уже с двумя компаниями.

— Еще в 2004 году областная Дума по просьбе нефтяников, поддержанных администрацией области, предоставила «Томскнефти» солидные налоговые льготы. Что получили взамен?

— Льготы были предоставлены для того, чтобы компания была заинтересована вести геологоразведочные работы на территории области. С нашей точки зрения, эти договоренности выполнены далеко не в том размере, в каком были предоставлены льготы.

— Сколько компания платит в бюджет области?

— «Роснефть» выполнила обещание, и центр начисления прибыли остался в Томске. И объем налога на прибыль кратно возрос по сравнению с тем, что платил ЮКОС. Правда, как вы знаете, «Роснефть» оспорила в арбитражном суде долги, которые были предъявлены ЮКОСу по неуплате налогов: налог на прибыль они начисляют, но в бюджет его не платят — суммы идут в погашение дополнительных выплат, которые бюджет получил в 2005-2006 годах. С июля, кстати, ситуация меняется — компенсация долгов закончена.

— Председатель бюджетно-финансового комитета областной Думы Владимир Пономаренко недавно заявил, что бюджетная задолженность области может негативно сказываться на ее имидже.

— Сумма долга, в этом Владимир Лукьянович прав, заметная. Но, во-первых, если на начало года это было 5,8 млрд. рублей (порядка 34 процентов от суммы собственных доходов), то сегодня – 5,1 млрд. (24 процента). Во-вторых, гораздо важнее то, что известнейшие рейтинговые агентства подтверждают нашу высокую финансовую состоятельность. Мы занимаем на выгодных условиях, вписываемся в рамки требований безопасности, предписанные Бюджетным кодексом РФ.

— С 1 января 2009 года минимальная оплата труда должна быть не меньше прожиточного минимума. Тяжелая нагрузка, область к этому готова?

— Нагрузка на бюджет серьезная – по году 2,5 миллиарда рублей дополнительно. А всего фонд заработной платы для бюжетников в 2009 году достигнет 15 млрд. рублей. Готовимся в плановом порядке. План на этот год по областному бюджету — 18,5 млрд. рублей собственных доходов. Думаю, соберем порядка 20 млрд. А в консолидированный бюджет (областной плюс все местные бюджеты) по году ждем 34-34,5 млрд. рублей. Да, бюджет напряженный, но не более того.

Своим путем

— Вы председатель рабочей группы администрации по реформе высшей школы. Ваша позиция по этому вопросу?

— Не совсем так: губернатор поручил мне провести переговоры с Высшей школой экономики (Москва), которая сегодня является одним из наиболее эффективных консультантов Правительства РФ по ряду реформ, о возможности совместного сотрудничества по созданию особой модели реформирования научно-вузовского комплекса Томска.

— Фурсенко уже сказал, что федерального университета в Томске не будет.

— Мы и не хотели федеральный университет в том понимании, какое сегодня есть. Ведь эта модель создана для выполнения геополитической функции: аккумулирование образованного населения в приграничных территориях — собирание «мозгов» для сохранения земель.

— А что за особая модель для Томска?

— В России обсуждается несколько вариантов реформы. Наша задача – предложить свою модель, наиболее подходящую для специфики Томска. Базовые вещи – сохранение самостоятельности ведущих университетов, обеспечение конкуренции между ними и в конечном итоге в ближайшие 10-15 лет создать условия для достижения университетами позиций, которые признаются мировым сообществом. Подчеркну: губернатору удалось договориться в Правительстве РФ, что для Томска возможна особая модель. Идея должна быть представлена 10-12 октября – во время проведения в Томске Всероссийского инновационного форума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 20 =