Транспортный тандем

Продвигаться по бездорожью ОАО «Томскгазстрой» помогают люди и машины

Усамых истоков нефтегазовой отрасли Томской области стоял тандем людей и машин. В связке они работали и на освоении новых месторождений, и на строительстве трубопроводов, в 35-градусные морозы тракторы с открытыми кабинами внедрялись в чащобы сурового Севера. Именно тогда, 40 лет назад, появилась компания «Томскгазстрой», отмечающая в этом году круглую дату.

Со временем техническая оснащенность кратно улучшилась, и строители уже не обжигают руки о раскаленные на морозе рычаги допотопных бульдозеров. Но тандем этот – людей и машин – такой же крепкий, как и раньше.

– Романтики нам не занимать, – признается начальник управления механизации и автотранспорта ОАО «Томскгазстрой» Тимофей Изместьев. – Работа у нас интересная. И там, где мы идем, очень красивая природа…

Несезонная работа

С первыми морозами в тайгу заходит вездеходная техника. Перед ней идут лесники – убирают с пути деревья, которые могут помешать движению мощных многотонных агрегатов. Следом движутся бульдозеры – они расчищают «утоптанную» вездеходами трассу и освобождают дорогу кранам-трубоукладчикам, сварочным бригадам и экскаваторам…

– Трасса – тонкий организм: если одно из звеньев сломалось, то останавливается весь поток, который занимается ремонтом или строительством трубопровода, – говорит Тимофей Изместьев. – Простоев в зимний период допустить нельзя, ведь сезон длится недолго – с ноября по апрель. Поэтому транспорт всегда должен быть в отличном состоянии, без него даже самая квалифицированная бригада строителей вряд ли справится со своей задачей в условиях крепких таежных морозов.

Управление механизации и транспорта – одно из тех подразделений ОАО «Томскгазстрой», которое не зависит от сезонов. Работа здесь идет круглый год: летом, когда на заболоченном севере Томской области попросту ничего не сделаешь, на базе в Томске полным ходом идет ремонт техники. Затем ее нужно доставить на месторождение, чаще всего это происходит водным путем. А во время самого строительства трубопровода перед бригадами механиков и механизаторов стоит задача по обслуживанию машин. Ответственность здесь – главный критерий при устройстве на работу.

Эпоха возрождения

– Наше управление сегодня – это 214 сотрудников и около 239 единиц спецтехники, – рассказывает Тимофей Изместьев. – Из них 111 единиц – автомобили: вахтовки, тралы, трубовозы, автокраны, спецавтомобили, остальное – строительная техника: экскаваторы, трубоукладчики, бульдозеры, сварочные агрегаты.

В конце 1990-х, когда предприятие вышло из затяжного кризиса и начало принимать крупные заказы, работать приходилось на морально устаревшей технике. Челябинские тракторы и экскаваторы КАТО были в приемлемом техническом состоянии, но отслужили на месторождениях по 8–10 лет. Бульдозеры и трубоукладчики часто вставали на ремонт, а количества их объективно не хватало для выполнения постоянно растущего объема работ.

– Обновление парка началось в 2003-м, – продолжает Тимофей Викторович. – Тогда мы приобрели шесть новых трубоукладчиков и три бульдозера. С тех пор, можно сказать, для нас началась эпоха возрождения.

До чего дошел прогресс

Серьезная модернизация подвижного состава произошла в последние три года. За это время управление механизации и автотранспорта ОАО «Томскгазстрой» обзавелось десятью новыми экскаваторами, тринадцатью трубоукладчиками, в числе которых и несколько суперсовременных японской фирмы «Komatsu», восьмью бульдозерами…

– Мы закупаем тральную технику, автокраны, трубовозы и технику под опасные грузы – бензовозы, автомобили, предназначенные для перевозки пропана и кислорода, – говорит Тимофей Изместьев. – У нас есть тралы, которые могут подвезти к месту строительства бульдозеры и трубоукладчики «Komatsu» весом 60 тонн, есть и небольшие – грузоподъемностью 25 и 40 тонн. И, конечно, мы приобретаем вахтовки – это, пожалуй, основные машины на трассе, ведь они перевозят людей. А люди до места должны добраться с комфортом, в тепле.

Когда стоят 35-градусные морозы, главное, что требуется от техники, это надежность. Именно поэтому предпочтение отдается «японцам»: «Hitachi» и «Komatsu» долго разогреваются, зато работают без сбоев. В случае чего на подмогу им придут «русские»: челябинские и чебоксарские бульдозеры и трубоукладчики – также полноценные участники строительного процесса. Всего на одной трассе находится до 50 единиц техники. И у каждой в этом трудноисполнимом спектакле своя роль.

– Такое внушительное обновление парка произошло благодаря участию в инвестиционных программах, – объясняет Тимофей Изместьев. – Вообще, это политика компании: на технике не экономить. В прошлом году на эти цели было израсходовано 200 млн. рублей, в 2008-м планируем истратить 250 миллионов.

Людей проверяет Север

Еще десять лет назад большая часть техники находилась в ведомстве строительных управлений. Управление механизации занималось лишь автомобилями, компрессорами и наливными агрегатами. Такую форму работы признали неудобной – гораздо эффективней, когда за весь технический арсенал отвечает одно подразделение.

Пополнился парк – пополнился и штат сотрудников: сейчас в управлении механизации и транспорта трудятся 214 человек.

– Кадровый вопрос стоит очень серьезно, – говорит Тимофей Изместьев. – Буквально за три дня мы приняли пять человек, однако не факт, что все они останутся работать. Нам требуются высококлассные специалисты, ведь в нашем деле нужно иметь гибкий ум.

Работа, говорит Изместьев, очень живая. Она не предполагает постоянного однообразного процесса – ежедневно что-то меняется. Бывает, что тяжелая техника проваливается в болота – нужно немедленно принимать решение, как ее вытаскивать. Бывает, что дорога не позволяет проехать, а трубовоз, который везет 30-метровую трубу, может двигаться только прямо – при всем желании у него не получится развернуться…

– Неполадки в одном из звеньев этой сложной цепочки ведут за собой остановку всего процесса, – объясняет Тимофей Викторович. – Поэтому нам и нужны сотрудники, которые быстро принимают решение и моментально ориентируются в ситуации.

На предприятии есть собственная программа подготовки специалистов. В прошлом году на одном из месторождений за счет компании стажировалось восемь машинистов-трубоукладчиков. Совсем молодые ребята – по 25–30 лет – с поставленной задачей справились хорошо, но вот выдержали суровые таежные условия не все: работать в управлении механизации и автотранспорта остались лишь четыре человека.

Есть на предприятии и «старожилы»: многие специалисты отработали по 10–15 лет. За 40-летнюю историю «Томскгазстроя» в управлении появились и свои династии: уже и отцы приводят работать своих сыновей.

– Север может привлекать высокими зарплатами: за одну командировку можно заработать 60 тысяч рублей и более, – добавляет Тимофей Изместьев. – Но Север очень серьезно, даже дотошно проверяет людей. Видимо, тех, кто ушли, Север просто не принял…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 2 =