На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин, 1829 год,
театр военных действий
в Закавказье
Жертвам информационной войны посвящается
Пятидневная война. Пятница — вторник. Естественно, в виртуальном, информационном измерении, как и подавляющее большинство человечества, ни в Цхинвали, ни в Тбилиси я физически присутствовать не могу.
Российские СМИ заполнены сообщениями о плохом – ну, просто фашист – президенте Саакашвили и страшных действиях агрессорской армии Грузии против очень хорошего – ну, совершенно невинного яко агнец — президента Осетии Кокойты и осетинского населения. Российские СМИ наполнены рассказами об очень гуманных действиях российской армии и репортажами о гуманитарной катастрофе в Южной Осетии. Плачут и негодуют осетинские женщины и дети, сообщается о тысячах жертв.
Западные СМИ — США, Англии, Германии и т.д., а также грузинские, украинские, прибалтийские переполнены сообщениями о жестокой военной агрессии России против маленькой Грузии и ее совершенно безвинного – яко агнец – президента Саакашвили, репортажами о страшных страданиях грузинского населения. Плачут и негодуют грузинские женщины и дети, сообщается о тысячах жертв.
В нашем случае как будто не было (позднее, правда, признали) российских бомбовых ударов по всей территории независимого государства Республики Грузия (одна из форм «принуждения к миру»). Как будто международный миротворческий мандат подразумевает введение псковских десантников, не входящих в миротворческий контингент, за пределы Осетии, близко к Тбилиси.
В их случае как будто не было жесточайшего обстрела Цхинвали тяжелой грузинской артиллерией и системами залпового огня «Град». Как будто у России миротворческого мандата нет вообще.
В нашем случае заголовки: «В приграничные с Грузией районы Абхазии вошли российские десантники». Приграничные? Журналисту неведомо, что Россия официально не подвергает сомнению территориальную целостность Грузии? (В последние два дня уже подвергает.)
В их случае заголовки: «Захватнические действия», «Заранее запланированная военная агрессия». Как будто не было 15-часового (с начала штурма Цхинвали) молчания и фактически бездействия России, как будто 58-я армия заранее стояла на границе с Грузией.
Все это делают СМИ, которые позиционируют себя как качественные. А в качественной журналистике есть три (самые первые) заповеди. Комментарий подчеркнуто отделен от фактов. Фактом считается то, что подтверждено минимум двумя независимыми источниками. При описании конфликтных ситуаций обязательно равное представление позиций всех участников конфликта.
Увы, на деле всем глубоко плевать на эти заповеди – по обе стороны СМИ перешли от профессиональной логики к логике войны. Профессиональные нормы отброшены как идеалистические: к штыку приравняв перо, журналисты ведут себя как спецназовцы идеологического фронта, продолжая гонку вооружений в информационной войне. (По-моему, подогревая тем самым войну реальную.)
Не помню, кто сказал: «Никогда так не врут, как на охоте и во время войны». Не могу вспомнить, когда отмечается День международной солидарности журналистов. Сочувствую мирному населению – массовым жертвам информационной войны, контуженным взрывом однобокой информации.
И это только начало? Дальше – полномасштабная холодная война?
P.S. Известный в Томске левый активист Вадим Тюменцев в понедельник расклеил на Каштаке около двух сотен листовок, в которых оценил российскую операцию «по принуждению к миру» как военное вмешательство России в дела Грузии и призвал осудить его. После этого, как сказал мне Вадим, его по телефону пригласили на беседу в милицию. Интересно, пригласят ли на беседу в органы внутренних дел челябинских, например, политиков, организовавших митинг, на котором были транспаранты про «грузинский фашизм» и тому подобное?
кстати
Без участия томичей?
Порядка 20-ти томичей сейчас проходят службу по контракту на Кавказе. По словам зам. военного комиссара области Виктора Носкова, наши земляки в боевых действиях не участвуют. В военкомате надеются, что солдаты-срочники тоже не задействованы, хотя стопроцентной информации пока ни у кого нет.
Родные и близкие военнослужащих могут получить оперативные сведения и просто задать вопрос по телефону областного военкомата 51-30-77. Если у вас есть родственники на Кавказе, и вам о них ничего не известно, обращайтесь по номеру горячей линии 8 (495) 225-33-22.
13 августа в Томске, собравшись на немногочисленный митинг, на события в Грузии отреагировали члены КПРФ.