Строгий режим

У автолюбителей стало меньше прав – их стали чаще отнимать. Скоро и самих автолюбителей на дорогах станет меньше?

Наше движение по дорогам с 1 января ведется в условиях «строгого режима» — санкции за нарушение правил дорожного движения существенно ужесточились. В административном кодексе появились статьи, предусматривающие безальтернативное лишение прав. Впервые за нарушение правил дорожного движения на практике применяется наказание в виде административного ареста.

Мы стали ездить грамотнее и осторожнее?

Ямщицкие мотивы

Водитель такси, что спешно доставлял меня три дня назад на встречу в ГИБДД, пристраиваясь на обгон, размышлял вслух:

— Нет, двойную сплошную мы пересекать не будем – хлопот не оберешься, это ж лишение прав, а вот одинарную попробовать можно…

Водитель думал не о том, как соблюсти правила безопасной езды, он беспокоился лишь, как избежать наказания или получить наименьшее. Известная наша, ямщицкая, удаль на дорогах как составная часть общероссийского бескультурья.

Алексей Соболев, врио начальника Управления ГИБДД УВД по Томской области, сообщил статистику. За первое полугодие — 359 ДТП. В прошлом году за этот же период – 376. Разница – 1,4 процента, на 17 происшествий меньше. Впечатляет? Не очень. Однако сохранена жизнь четырех человек. Погибло в прошлое полугодие 59 человек, в этом – «лишь» 55.

В общем, резкого оздоровления нравов среди водительского контингента не усматривается. За полгода отсидели в «кутузке» 599 человек. Специалисты говорят, что была даже очередь на отсидку: записывались и приходили в положенное время. 2 351 водитель лишены водительских прав. Внушительные цифры! Если присовокупим второе полугодие — 5,5-6 тысяч человек пересядут либо на общественный транспорт, либо наймут водителя на свое авто. (Прирост автомобильной массы за последний год в области – 8 тыс. единиц техники. Если по году 6 тысяч человек будут лишены прав – кто этой техникой будет управлять? Машин на дорогах станет меньше?)

Исконный принцип «как ездил, так и буду ездить» среди определенной среды автомобилистов туманит голову и выбивает все разумные доводы в пользу безопасности движения, как шампанское выбивает пробку из бутылки. Пьют и садятся за руль. За два теплых июльских выходных дня (19-20 июля) в области задержано 59 человек в нетрезвом виде за рулем.

Взрослых нужно карать

Виталий Аплин, старший инспектор ГИБДД, который в силу своей должности имеет дело с сознанием автолюбителей и пытается на него воздействовать, утверждает: со взрослыми людьми в игры играть не стоит. Это детей нужно сызмальства обучать правилам дорожного движения. Взрослых нужно наказывать. Жесткие штрафы – основа добропорядочности на дорогах.

— Былые пробелы законодательства в сфере дорожного движения сейчас очень грамотно ликвидированы, — считает Лариса Остольская, мировой судья судебного участка № 3 Кировского судебного района. – Я считаю, законодатель подошел мудро: особо жесткие санкции применяются для тех, кто, уже получив наказание, продолжает нарушать. Сел за руль, будучи лишенным прав, — арест до 15 суток. Вторично оказался на дороге нетрезвым – лишение прав уже на 3 года.

Мой друг в США будет чертыхаться, отъедет с километр от нужного ему здания, но никогда не займет парковочное место для инвалидов — самые удобные и близкорасположенные на любой парковке. Очень серьезный штраф. Моя подруга в Италии порой не отвечает на мобильный, когда я ей звоню. Однажды объяснила: «Была за рулем. Не рискнула ответить на твой звонок». Камеры видеофиксации там повсюду (в Томске в скором будущем – одна на район). Управление автомобилем одной рукой строго карается — немедленно придет квитанция об уплате штрафа.

Если мы равняем себя с Европой, то наше законодательство в области дорожного движения неминуемо станет еще строже. И недавно предложения в этом направлении уже прозвучали. Правда, в отличие от Европы предлагают наказывать не большими денежными штрафами, а большими тюремными сроками…

Эмоциональный порыв

Основной удар в непрекращающейся войне между автомобилистами и ГИБДД приняли на себя женщины — мировые судьи. Ужесточение административного кодекса привело к тому, что у них появился дополнительный рабочий день – стали работать по субботам. И если прежде административные дела рассматривались по понедельникам, сейчас — каждый день. Коллегия по административным делам (наряду с коллегиями по уголовным и гражданским делам) появилась и в областном суде.

Вал административных нарушений сопровождает накал эмоций. В первые январские дни, когда в зал суда стали приводить мужиков, ошалевших от того, что за легкий запашок от выпитой бутылки пива их — сию же минуту! — лишат прав на полтора года, каждое судебное заседание проводили с приставом. Опасно было. Подсудимые не скрывали агрессии. Кричали на судей, в клочки рвали полученные постановления…

Сейчас первый шок прошел. И количество рассматриваемых дел уменьшилось. Но, бывает, мужчины плачут. А Вера Малахова, мировой судья судебного участка № 3 Советского судебного района, рассказывает: у нее был случай, когда мужчина, которому она определила наказание в виде лишения прав, настойчиво просил арест. Отсидеть 15 суток — меньшее зло, чем остаться без прав на долгий срок. У судьи не было законных оснований определять мужчине арест, и он… обжаловал решение суда в вышестоящей инстанции.

Каково профессиональному водителю лишиться прав?

Воспитание чувств

Вера Малахова обращалась к Александру Булко, начальнику милиции общественной безопасности УВД Томской области. Участок Веры Ивановны включает ту часть города, где с 1 января 2008 года была изменена схема движения (вокруг площади Новособорной, магазина «1000 мелочей»). Но за десятилетия у водителей сформировалась определенная инерция. Как ее в одночасье сломать? Судья предлагала органам ГИБДД не карать, но воспитывать: поставить машину ДПС на видном месте, чтобы у водителя сработал вновь приобретенный рефлекс — туда нельзя. Но пост всегда был (и остается) скрытым. Почему?

А с Виталием Аплиным мы еще говорили о социальной рекламе, проповедующей цивилизованное отношение на дороге. Но на ролики подобного толка у государства денег нет.

Адвокаты не любят

Интересный факт: в первые зимние месяцы «автомобильных» страданий каждое второе административное дело рассматривалось с участием адвокатов. Теперь в последние месяцы их ощутимо меньше. Адвокаты всегда работают, используя «дырки» в законодательстве. Но дела, связанные с нарушением правил дорожного движения, считаются в адвокатской среде бесперспективными – «дырок» почти нет. Статья КоАП 12.15 ч. 4 (выезд на сторону проезжей части, предназначенной для встречного движения) вообще называется «расстрельной». Определенная тактика по защите прав пострадавших водителей у адвокатов, конечно, есть, но на страницах газеты рассказывать о ней просто нельзя.

Поехали дальше

Мировые судьи ждут очередного витка напряжения, когда в действие будет введена так широко применимая на Западе видеофиксация нарушения.

Лариса НЕДОГОВОРОВА

Мы совсем не затронули коррупционный аспект новой дорожной действительности. Это слишком большая тема, чтобы говорить о ней вскользь. О том, сколько «стоят» наши дорожные нарушения, — в одном из следующих номеров.

 

  • Несмотря на ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения, резкого оздоровления нравов среди водительского контингента не наблюдается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 14 =