Дело ведут знатоки

  • начальник Департамента общего образования администрации Томской области Леонид Глок

Успешность реализации комплексного проекта модернизации образования в регионе (как и успешность любого другого проекта) во многом зависит от личностного фактора.

В пятницу, 23 августа, начнет свою работу традиционная августовская конференция руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. В ее рамках пройдут общественные слушания по реализации на территории региона комплексного проекта модернизации образования. Впрочем, большинство участников конференции уже заочно поставили развитию в регионе этого нового направления нацпроекта оценку «отлично». Мотивировку выбора такой оценки лаконичнее всех выразил президент Ассоциации лучших школ России, директор Губернаторского Светленского лицея Томской области Александр Сайбединов. По его мнению, успех образовательной отрасли региона во многом зависит от того, что во главе общего образования стоит «не чиновник, а прежде всего учитель». Такая характеристика дана начальнику Департамента общего образования администрации Томской области Леониду Глоку.

Напомним: в 2008 году Томская область, как и еще 30 регионов России, начала реализацию комплексного проекта модернизации образования. Давая старт проекту, область сразу поставила перед собой задачу — создать и предложить российскому образованию новую жизнеспособную модель, которая в дальнейшем может быть использована другими регионами. Акценты в системе образования по итогам проекта модернизации должны быть окончательно смещены в сторону повышения профессионализма учителей. Поэтому областной департамент общего образования начал работу с самого сложного направления проекта — введения новой системы оплаты труда педагогов в зависимости от его качества. Сейчас система оплаты труда теоретически выстроена, эксперимент по ее введению стартует в 30 процентах школ региона с 1 сентября.

Впрочем, новаторской сферу стимулирования учительского профессионализма можно считать лишь отчасти. На самом деле эта работа в регионе идет уже давно, некогда начавшись с городских и областных конкурсов на звание лучшего педагога и продолжившись значительным материальным стимулированием качественной организации образовательного процесса — стотысячными грантами конкурса «Лучшие учителя», проходящего в рамках нацпроекта «Образование». Эти гранты заслуженно получили 69 педагогов Томской области. По словам методиста регионального центра развития образования Анастасии Аристовой, конкурсные отборы как нельзя лучше показали тот факт, что педагоги сельских школ могут составить реальную конкуренцию своим городским коллегам. Главное здесь — не статус заведения, а сама личность учителя и его желание постоянно совершенствоваться.

В успехе традиционного направления проекта — капитальном ремонте школ области и совершенствовании их материально-технической базы, по мнению руководителей территориальных управлений образования, многое зависит от отлаженности схемы взаимодействия районных руководителей и областного департамента. Как говорит начальник управления образования Асиновского района Томской области Николай Хышов, делегация областного департамента общего образования традиционно посещает район по 2-3 раза в год. Впрочем, Николай Хышов уверен, что если возникнет потребность в более частом посещении, то отказа они не встретят. Сейчас подходит к концу глобальная реконструкция средней школы в селе Батурино Асиновского района. Ее здание, постройки 30-х годов прошлого века, ни разу не видело капитального ремонта. В этом году в рамках проекта модернизации образования на полное обновление учебного заведения выделено около 24 млн. рублей из средств федерального и областного бюджетов. Школа — единственная в селе и в небольшом примыкающем к нему поселке Ноль-пикет — будет сдана для более чем 200 детей в конце августа:

— У районов области нет ощущения, что они со своими проблемами не могут быть услышаны, — резюмирует свои слова и слова своих коллег, руководителей территориальных управлений образования, Николай Хышов. — Механизм взаимоотношения с областным департаментом и его руководителем отлажен очень четко, что позволяет нам не бояться участвовать в экспериментальных проектах.

Именно это качество образовательной отрасли региона — отсутствие страха перед экспериментами и новаторскими идеями — вновь подчеркивает директор Губернаторского Светленского лицея Томской области Александр Сайбединов. Как президент Ассоциации лучших школ России, Сайбединов уверен в своих словах, ведь ему есть с чем сравнивать:

— Модернизация образовательной отрасли — дело очень сложное, поскольку здесь важно достичь эффекта не революционным, а эволюционным путем, — говорит Александр Геннадьевич. — Я лично был свидетелем, как в некоторых регионах России образовательную систему рубят шашками, не понимая, что школа — хрупкий организм, разрушить который легко, а вот создать новый куда сложнее. В Томской области все делается правильно: постепенными и очень взвешенными шагами.

Промежуточные итоги выполнения комплексного проекта модернизации образования в регионе будут подведены уже в конце этой недели. Будут определены и дальнейшие шаги реализации проекта, такие же «постепенные и очень взвешенные», которые позволят в конечном итоге не только достичь поставленных целей, но и еще раз подтвердить статус нашей области как инновационной и творчески развивающейся.

Ирина СЛАВИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.