Угол зрения. Далеко от Грузии. Ура-патриотам посвящается

Во вторник, 19 августа, на Новособорной площади прошла акция томского отделения ЛДПР. Активисты партии выступали против действий грузинской армии в Цхинвали и требовали казнить президента Грузии Саакашвили. Для него либерал-демократы изготовили гроб и предлагали томичам вбить в него гвозди.

Прогуляться на Новособорную и вбить гвоздь в крышку театрализованного гроба – это, конечно, очень патриотично. И еще очень забавно и легко. А если серьезно?

Саакашвили, безусловно, должен понести ответственность за трагедию Цхинвали. Россия, которую обязывал миротворческий мандат, безусловно, не могла промолчать. Но все ли правильно сделали? Почему в итоге Россия оказалась в сложной ситуации – и во внешнеполитической, и во внутриполитической?

Да, действия Саакашвили можно сравнивать с тем, за что в Гааге судили президента Сербии Милошевича (война в Хорватии, Косово) и теперь будут судить лидера боснийских сербов Караджича (осада Сараево, убийства в Сребренице). И если 150 российских следователей найдут в Южной Осетии документальные подтверждения геноцида, то можно, как и предложил президент Франции, обращаться в международный суд. Но все чаще приходится встречать утверждения (и аргументы) авторитетных общественных организаций (например, «Мемориал»), что цифра в 1600 погибших сильно преувеличена. Заявляют, что документально пока подтверждена гибель 44 мирных жителей. (В следственном комитете при прокуратуре РФ несколько дней назад заявили о 133 убитых). Безусловно, это очень большие цифры – это трагедия. Но зачем изначально-то было о тысячах?

При этом критики России все чаще говорят о сопоставимых жертвах среди грузинского населения. Да, эти утверждения так же требует серьезных доказательств, но саму почву для разговоров Россия дала… (Многие критики так же не преминули напомнить действия России в Чечне в 1994-95 и 2000-01 годах. Грузия, кстати, официально тоже проводила операцию «по наведению конституционного порядка»).

Мы, конечно, в ответ критикам, говорящим о непропорциональном применении силы, легко можем напомнить, как США прилетели за тридеведь земель и сначала гуманитарно бомбили города Сербии, а потом признали независимость Косово. Мы можем напомнить, что Лавров предупреждал, что США создают прецедент. Но, во-первых, если американцы тогда были не правы, то мы сегодня – ? Во-вторых, все это – тропинка к холодной войне. И, возможно, больше – к изоляции. (Нас же кроме Кубы никто не поддержал). Патриотам оно, может, и в радость, а большинству граждан?

А во внутренней политике? Вот считается, что мы в свое время в Чечне все правильно сделали, и сейчас там почти все хорошо. Но вопрос великим провинциальным патриотам: хотите в Грозный на постоянное место жительства? А что – такой же субъект Федерации как и Томская область. (Да что Грозный, в Ингушетию на ПМЖ хотите?) Увы, как я наблюдаю, если уезжают – или в Москву или на Ставрополье. И огромные расходы – ВВП регионов Кавказа мизерный, 90 процентов дотаций из федерального бюджета.

Теперь еще и Южная Осетия? Поедете туда (моря нет, кусок гористой местности) хотя бы в отпуск? А в Грузию (море, «Киндзмараули», сациви) поедете? Или отчего-то выбираете Турцию и Египет? А так же доллары и евро?

Патриотом нужно быть, но… Мне понравилось как в начале прошлой недели губернатор Хакасии Алексей Лебедь ответил на ура-патриотические призывы местных коммунистов:

— Я против однозначных решений, против немедленной организации митингов в территориях. Уже были в истории случаи, когда по просьбам трудящихся вводили войска в Финляндию, Украину. По прошествии времени стало ясно, что это не очень хорошие решения. Надеюсь, те меры, которые на сегодняшний день принимает руководство нашей страны, продуманы и взвешены. Главные меры – чтобы наши солдаты не гибли. То есть надо прекратить войну. Война – это самое последнее дело в решении политических задач. Ну, а наша с вами задача в глубоком тылу – обеспечивать права граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 8 =