Торг здесь неуместен!

Мэрия начинает масштабную реорганизацию мелкорозничной торговли в центре Томска. Как заявил недавно заместитель директора департамента недвижимости мэрии Вячеслав Черноус, с проспектов Ленина, Фрунзе, Мира, Иркутского тракта, улиц Нахимова, Красноармейской, Пушкина и других уберут все киоски площадью менее 50 кв. метров. Речь идет минимум о 92 торговых точках самого разного профиля (овощи-фрукты, шашлычные, фастфуд, цветы, сигареты и т.д.), то есть о сотнях предпринимателей и их работников, десятках тысячах покупателей. — Думаю, вся работа займет не менее полутора-двух лет — объем очень большой, — оценил масштабы проекта Вячеслав Черноус и пояснил: — Мы хотим навести порядок. Центральные улицы должны быть освобождены от объектов мелкорозничной торговли, которые не вписываются в архитектуру города. Столь серьезные планы власти по наведению порядка вызвали, естественно, сильную тревогу в среде предпринимателей. — Думаю, на этот раз инициатива вполне серьезна. Столь же серьезна, как борьба с алкоголем в Советском Союзе. Помните, когда вырубили тысячи виноградников? – сказал «ТН» директор ООО «Промтехинвест», владелец сети из 50 табачных киосков Валентин Рудиков и высказал предложение: — Единственное, на что остается уповать бизнесмену, – благоразумие властей: сели бы да вместе с нами все обсудили.

Архитектура торговли

 

Инвентаризация

— Это не значит, что мы поставили задачу полнейшей зачистки города от киосков, — объясняет причины начинаемой реорганизации заместитель директора департамента недвижимости мэрии Вячеслав Черноус. — Мы хотим навести порядок. Центральные улицы должны быть освобождены от объектов мелкорозничной торговли, которые не вписываются в архитектуру города. И второе – надо произвести перераспределение торговых точек, чтобы обеспечить горожан магазинами шаговой доступности. Соглашусь, был момент, в недостатке магазинчиков, и эти киоски занимали пустующие ниши. Сейчас такой этап проходит, у нас развитая сеть супермаркетов. Большой парадокс, когда возле крупных торговых центров, супермаркетов находится от 7 до 15 киосков с той же продукцией. Получается перенасыщение рынка. А есть участки, где нет никаких магазинов. На ул. Трифонова, например, закрылся АЛПИ, и Заисток фактически остался без нормальной торговли. Нет магазинов в новостройках. Мы ставим целью обеспечить такие районы торговыми точками.

— Мы провели инвентаризацию мелких торговых точек: по результатам ревизии в городе выявлено 716 объектов, принадлежащих примерно 500 предпринимателям. Из этих объектов почти 400 были сомнительными — без договоров аренды земли, — приводит еще один аргумент Черноус. — За последние 7 лет 12 миллионов арендных платежей недополучены в бюджет Томска. Работа с ними идет, сейчас осталось 206 объектов, у которых не было договоров, по 288 выписаны предписания.

Кто кого коснется

Первоначально появилось постановление мэра о прекращении выдачи разрешений на установку новых объектов торговли и проведении ревизии. Сейчас, как сказал Черноус, готовится новое постановление: в нем будут названы требования к остановочным комплексам и объектам розничной торговли и местам их расположения. Торговые площади от 50 кв. м и выше считаются павильонами или магазинами и в программу не попадают. Судьбу объектов площадью меньше 50 кв. м будет решать специально созданная рабочая группа. На центральных улицах под вопросом оказались 92 такие торговые точки: или не оформлены договоры аренды, или, по мнению чиновников, «не вписываются».

— В рабочую группу войдут представители районных администраций, департаментов архитектуры и недвижимости, пожарного надзора и сетей. Специалисты скажут: на этом участке можно стоять, на этом нельзя. Объекты, которые имеют хороший вид, могут остаться, — называет авторов принятия решений Вячеслав Черноус и детализирует: — Однозначно будут убраны все шашлычные. Фастфуд пока остается, но только в местах скопления студентов. В других местах на центральных улицах, если они не вписываются, будем предлагать другие варианты. Останутся остановочные комплексы, но площадь для пассажиров должна составлять не менее 50 процентов торгового комплекса. Пока имеем парадокс – 2 кв. м для пассажиров. Салоны связи, если будут попадать под определение «остановочный комплекс», будем рассматривать индивидуально. Мороженое — сезонный продукт, на летний сезон киоски будем выставлять – идут обращения, что город не обеспечен таким ассортиментом, хотя вроде в торговых центрах мороженое есть, на зимний период будем их убирать, чтобы обеспечить содержание территории.

Также «уйдут» цветочные и фруктовые киоски.

Реорганизация не коснется киосков с прессой.

Куда предпринимателю податься?

— Ни о каких денежных компенсациях владельцам киосков речи не идет, тем более большинство без договоров аренды земли, — поясняет Черноус. — Если киоски стоят на территории, которую надо освобождать, и у них есть договор аренды на не очень длительный срок, будем ждать, пока закончится аренда, и предложим предпринимателю другое место. Если срок длительный, будем искать пути расторжения договора.

В мэрии уверены, что делают благое дело для предпринимателей:

— В прошлом году мы уже переводили киоски с пр. Фрунзе. Предприниматели категорически отказывались уходить в сторону ул. Сибирской и по Иркутскому тракту, упирая на то, что выручки не будет. Сейчас их, наверное, оттуда не выковыряешь никакими методами: убеждаются, что район развивается, выручка идет, и они уже могут позволить себе построить не киоск, а нормальный магазинчик. Переживания предпринимателей из-за чего? Что перейдут на другое место, и бизнес начнет прогорать. Наша задача – выбрать ему такое место, чтобы он там получал не меньше дохода, чем на старом. Поэтому подбираем места, где есть поток покупателей, новостройки.

Планируем, где возможно, вместо отдельных овощных киосков сделать павильончики, в которых будет большой ассортимент овощей-фруктов. И также перевести в павильоны цветочные киоски. Например, на пр. Кирова будем определяться, что делать с цветочным рынком: он пользуется спросом. Наверное, запланируем реконструкцию. Конечно, строиться павильоны будут на средства самих предпринимателей. Кроме того, предприниматели могут приобретать себе площади на первых этажах зданий, что мы приветствуем, — закончил описание реорганизации Вячеслав Черноус.

— Думаю, вся работа займет не менее полутора-двух лет, — оценил масштабы проекта чиновник.

Наталья Завьялова

 

Угол зрения:

Супермаркетам тесно?

Вячеслав Черноус назвал минимум три причины, по которым мэрия затевает перетряску мелкооптовой торговли: эстетика (архитектурное несоответствие), отсутствие договоров на землю и платежей в горбюджет, перенасыщенность торговых площадей в одних частях города и недостаток в других.

С пунктом № 2 все понятно – земля муниципальная, и город должен получать от ее сдачи в аренду доход. С пунктом № 1 сложнее: эстетика, как правильно заметил Валентин Рудиков, вопрос спорный. А вот третий аргумент совсем потрясает. «Большой парадокс, когда возле крупных торговых центров, супермаркетов находится от 7 до 15 объектов мелкорозничной торговли, то бишь киосков, с той же продукцией. Получается перенасыщение рынка», — сетует Вячеслав Черноус.

Что парадоксального в том, что покупатель не хочет тратить свое время на поход в супермаркет за мелкой покупкой (пачка сигарет, букет цветов, кило фруктов, стаканчик мороженого)? И вообще, всегда полагал, что «перенасыщение рынка» — проблема самих бизнесменов (как мелких, так и крупных), но никак не чиновников. А покупатель от перенасыщения выигрывает.

 

комментарии

«Сели бы да вместе с нами обсудили»

Валентин Рудиков, директор ООО «Промтехинвест», владелец сети из 50 табачных киосков. Он исправно платит налоги в бюджеты разных уровней, обеспечивает работой более сотни томичей. Инициатива городских властей по сносу киосков с центральных улиц касается его предприятия напрямую:

— Если уберут нас на задворки, весь бизнес рухнет, — вздыхает он. – А это значит, что сотни томичей, которые трудятся в сетевых киосках, останутся без работы.

По мнению Рудикова, с переносом розничной торговли с центральных улиц исчезнет и конкуренция, которую мелкие магазинчики составляют крупным торговым сетям. А значит, и цены поползут вверх:

— В бизнесе на первом месте стоит понятие экономической целесообразности, — объясняет Валентин. – Рынок сам определяет, какое место востребовано, а какое нет. Там, где торговля идет бойко, магазинчики появляются сами собой. Если экономически место не востребовано, можно сколько угодно загонять туда предпринимателей палкой – толку не будет.

Взгляд Рудикова скользит по описанию планов городской администрации: убрать, перенести, запретить. Разговор о прекращении торговли на центральных улицах заходит уже не в первый раз. Однако на то, что преобразования спустят на тормозах, предприниматель не надеется:

— Думаю, на этот раз инициатива вполне серьезна, — говорит он. – Столь же серьезна, как борьба с алкоголем в СССР. Помните, когда вырубили тысячи виноградников?

Единственное, на что остается уповать бизнесмену, – благоразумие властей.

— Сели бы да вместе с нами все обсудили, — предлагает Рудиков. – Мы, кстати, готовы провести ребрендинг торговых точек – вписать их в архитектурный облик города. Проблема «только» в том, что об этом облике в городе до сих пор нет представления. Сегодня мы вложим крупные средства и проведем преобразования, а завтра появится новый художник или архитектор, который скажет: «Что за гадость слепили! Убрать! Это портит внешний облик города!»…

 

Частный пример

— На пр. Фрунзе, 152 (перекресток пр. Фрунзе и ул. Шевченко) весь ряд киосков будем убирать — из соображений пожарной безопасности и по обращениям жителей. Торговые точки стоят на газоне, однозначно приоритет имеют газоны и скверы. Кроме того, жители категорически требуют, чтобы мы прекратили работу киосков после 22 часов, — привел конкретный пример Вячеслав Черноус. — Из 11 объектов 7 стоят без разрешительных документов. По большому счету надо взять бульдозер и все снести. Но мы говорим: «Дорогие друзья, вы можете все вместе сделать красивый комплекс, где у каждого будет свой отсек».

— Мы думали над этим, — сказал «ТН» владелец фруктового киоска на пр. Фрунзе Артем Власов. – Конечно, предпочли бы остаться на своем месте. Хотели объединиться и построить общий павильон: это не такая страшная сумма, если сложиться всем вместе.

— Давно ждем, когда из мэрии поступят какие-то предложения по реконструкции, — согласен предприниматель Андрей Иннокентьев. – С удовольствием их исполним. Мы одни из первых построили павильон, когда здесь был еще стихийный рынок. Мэрия сказала – мы сделали. Готовы, если надо, благоустроить территорию. Какие к нам претензии? У нас и у соседей здесь собственность. Есть кадастровые планы на землю, договоры аренды – на разные сроки, от года до четырех лет. Даже не задумывались куда-то уезжать.

 

«А куда денешься?»

— Чем наш рынок плох? – удивляются продавщицы-цветочницы с пр. Кирова.

— Несколько лет назад по требованию города мы делали реконструкцию: павильоны 10 кв. м, белые с синим. Нам говорили: в городе такая архитектура. По деньгам для меня это было очень ощутимо, — рассказывает владелец павильона Елена Никитина. – А пройдет еще два-три года – опять реконструкция? Если бы хоть земля после этого стала моей или я бы получила ее в долгосрочную аренду, а то павильон мой, а участок – нет. В любой момент могут выгнать.

— Перед юбилеем Томска мы вложили в реконструкцию 2 миллиона, — рассказывает директор остановочного комплекса, в который входит земля с цветочными павильонами, Анатолий Черников. — Заказывали проект, утвердили его в мэрии. Выполнили все согласно проекту. Макарова все устраивало. Сейчас новая власть, другие требования. Что ж, будем соответствовать, чтобы павильоны выглядели современно и вписывались в облик города — уже подаем заявку на проектирование комплекса. У торговцев их вложения хоть окупаются, а я до сих пор в кредитах. А куда денешься? Иначе все снесут, люди без работы останутся.

Александр Краснопёров

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + девять =