Хлопай ресницами и взлетай…

Со 2 сентября в Томске станет на одного авиаперевозчика меньше

Огромные долги за авиационное топливо и массовое нарушение прав потребителей. Ежедневно от услуг авиакомпании «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр») отказываются десятки томичей.

Началось все на прошлой неделе с массовых задержек рейсов по всем маршрутам альянса AirUnion, в состав которого входит и «КрасЭйр». В Томске такие задержки были 20 и 22 августа. С минувшего четверга ситуацию держит на контроле транспортная прокуратура, с пятницы – «Белый дом», а позавчера в дело вмешалась и антимонопольная служба.

Хроника пикирования

Воздушные суда «КрасЭйр» не могут отправиться в полет из-за долга за топливо: с 20 августа заправщики в российских аэропортах, в том числе и в томском, один за другим отказываются заправлять самолеты альянса AirUnion. В авиакомпании объясняют, что задолженность сформировалась из-за резкого скачка цен на топливо. В Томской топливно-заправочной компании (ТТЗК) говорят, что не раз предупреждали «КрасЭйр» о растущем долге.

– По информации на 26 августа, задолженность компании ТТЗК составляет 4 810 760 рублей, – рассказал «ТН» помощник томского транспортного прокурора Сергей Истомин. – Примерно с такой же суммой – 3 627 тысяч – идет и авиакомпания «Сибирь», но она пытается погасить задолженность и регулярно перечисляет на счет ТТЗК средства. С 15 августа и по сей день, если верить документам топливно-заправочной компании, денег от «КрасЭйр» не было.

Первое извещение о задолженности ТТЗК направило в адрес «Красноярских авиалиний» как раз 15 августа. Тогда перевозчик был должен около 3 млн. рублей. Заправщик предупредил, что перестанет поставлять топливо, если деньги не придут на счет до 20-го. В этот день и случилась первая задержка вылета…

Взлетная полоса препятствий

Временно ситуацию удалось урегулировать благодаря «Белому дому». 22 августа областная администрация достигла соглашения между ТТЗК, аэропортом и томским представительством «КрасЭйр». Суть договора в том, что в высокий период перевозок – до 2 сентября – самолеты авиакомпании будут заправляться топливом вне зависимости от суммы долга. Пассажиры, имеющие билеты на эти даты, смогут улететь в Москву и вернуться обратно.

В томских авиакассах билеты на рейсы «КрасЭйр» купить пока можно, но люди перестраховываются, отдавая предпочтение другим авиаперевозчикам – «S7» и «ГазпромАвиа». Как результат, стоимость перелета в Москву и обратно подходит сейчас к 30 тысячам рублей. Желающие сэкономить покупают билеты на рейсы из Новосибирска и Кемерова.

А вот сдать купленные билеты «КрасЭйр» невозможно. Руководство Транспортной клиринговой палаты – дистрибьютора билетов AirUnion – запретило своим агентам возвращать пассажирам авиаальянса деньги независимо от того, добровольно или вынужденно человек отказался от полета. Единственная возможность вернуть деньги – отправить заявление на возврат на имя коммерческого директора AirUnion Александра Королева по факсу (495) 733-92-94.

Суд да дело

За развитием ситуации в Томске помощники транспортного прокурора следят ежедневно. Подробную информацию передают в Новосибирск – в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру, которая, кстати, уже вынесла в отношении авиакомпании «КрасЭйр» представление по факту массового нарушения прав потребителей.

– С 22 августа задержек вылета, связанных с отказом в заправке, в Томске не возникало, – отмечает Сергей Истомин. – Во вторник мы проводили проверку в Томской топливно-заправочной компании и уже передали в антимонопольную службу документы, регулирующие отношения ТТЗК с «Красноярскими авиалиниями».

Как рассказал «ТН» Сергей Истомин, в случае если «КрасЭйр» не начнет погашать задолженность, руководство ТТЗК готово обратиться в суд.

Начало кризиса

Ответить на вопрос, что будет после 1 сентября, не может никто, даже руководитель томского филиала авиакомпании «КрасЭйр» Роман Фроленко. По его словам, большую часть новостей об альянсе он, как и все, узнает из СМИ. А сообщения в последнюю неделю приходят неутешительные.

Росавиация уже приняла решение о запрете на чартерные и регулярные полеты в зимний период трех авиакомпаний альянса – «Самары», «КрасЭйр» и «Домодедовских авиалиний». В Красноярском арбитражном суде принято к рассмотрению заявление о банкротстве авиаперевозчика от лизинговой компании «Ильюшин финанс». Согласно интернет-источникам, иск подан на сумму около 4 млн. долларов – за неуплату лизинговых платежей.

– Не только в нашем альянсе, у всех авиакомпаний сегодня ситуация критическая, – констатирует Роман Фроленко. – В AirUnion проблема оказалась более острой, возможно, из-за разногласий учредителей альянса, которые и привели к наращиванию долгов. Думаю, то, что происходит сегодня, только начало большого кризиса в авиационном транспорте.

По словам директора аэропорта «Томск» Евгения Янкилевича, долг «КрасЭйр» перед его предприятием кратно превышает даже долг перед заправщиком. Однако при этом Янкилевич говорит, что к ситуации в «КрасЭйр» относится с пониманием:

– Это единственный год на моей памяти, когда авиакомпании несут в летнее время реальные убытки, – объясняет Янкилевич. – На летний период авиабилеты продавались зимой и весной, когда цена керосина была одной, исходя из нее и были подсчитаны тарифы. А потом цена топлива в полтора раза выросла, и заложенной рентабельности не хватило. Цены на авиационный керосин в России сегодня самые высокие в мире.

Елена НАЗАРОВА, Станислав ПОРУЧИКОВ

 

Вчера утром в Томск не прилетел рейс № 116 авиакомпании «КрасЭйр». В аэропорту Домодедово его отказались заправлять. В этой связи рейс «Красноярских авиалиний» из Томска также был отменен.

 

Единственная возможность вернуть деньги за уже купленные билеты на рейсы «КрасЭйр» – отправить заявление на возврат на имя коммерческого директора AirUnion Александра Королева по факсу (495) 733-92-94.

 

Кстати

Передел компании?

«Коммерсантъ» пишет, что «еще две недели назад было зарегистрировано ЗАО «Эйрюнион», которое и должно будет решить проблемы альянса. Именно этой компании предоставят топливо из Росрезерва, о чем распорядился глава правительства Владимир Путин. ЗАО «Эйрюнион» станет основой нового холдинга, куда войдут часть активов AirUnion, а также авиакомпании, переданные «Ростехнологиям» – ГТК «Россия», «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии». Ожидается, что новый холдинг начнет работу до 28 октября. Нынешний же AirUnion продолжит полеты до 7 сентября».

 

Угол зрения 

Жизнь в бронепоезде

26 августа Россия официально заявила о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. И многие страны Запада уже заявили о своем «твердом осуждении» решения Москвы — «достойного сожаления» (Франция), «абсолютно неприемлемого» (Германия). И уже в ответ прозвучали слова высших должностных лиц России, что мы готовы и к полному разрыву отношений с НАТО, и в ВТО (Всемирная торговая организация) не очень-то стремимся, и не боимся изоляции. В общем, «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Не буду напоминать, что Россия долго стремилась в ВТО и долго выстраивала отношения с ЕС, НАТО и т.д. Я по-обывательски – о рубашке, которая ближе к телу. Внешняя политика страны – продолжение внутренней. И наоборот. И условия жизни в бронепоезде, стоящем на запасном пути, я в серьезной мере застал. Равно как и последствия крушения этого бронепоезда. Очень не хочется пережить еще раз. Верю и надеюсь, что руководство страны понимает обывательские интересы граждан.

Александр КРАСНОПЕРОВ

P.S. На днях центральная пресса озвучила концепцию нового учебника «История России 1900-1945». Сталин в этой концепции – «эффективный менеджер, действовал (как управленец) вполне рационально». Репрессированными предлагается считать только «осужденных к смертной казни и расстрелянных лиц». То есть, например, спецпереселенцы, по мнению авторов концепции, репрессированными не являются. По оценкам томских историков, на территорию нашей области было выслано порядка 500 тысяч человек. И те из них, кто дожил до 1990-х, были реабилитированы – по и ныне действующему Закону «О реабилитации жертв политических репрессий».

Вдруг вспомнил пронзительный, ставший тогда культовым фильм конца 1980-х – «Покаяние» режиссера Абашира Абуладзе. Как далеко с тех пор ушел наш бронепоезд…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =