Город жизненных перспектив

Мы так привыкли гордиться своим умным городом, пышно именуемым при каждом удобном случае Сибирскими Афинами, что искренне недоумеваем или даже негодуем, когда приходится растолковывать и аргументировать этот тезис даже своим ближайшим соседям – новосибирцам, красноярцам, не говоря уже о столичных жителях…

– Но на самом деле внешний мир знает о Томске очень мало и отрывочно: футбол, КВН, университеты, — так начал разговор с корреспондентом «ТН» о принятой на днях городской целевой программе «Внешнее позиционирование Томска» вице-мэр Алексей Севостьянов. — Если не продвигать город целенаправленно, не заниматься его имиджем, можно очень быстро деградировать. Мы слишком долго доказывали, что томичи особенные и великие, но только доказывали в основном самим себе. Брэнды «Сибирские Афины», «умный город» живут своей жизнью здесь, у нас, но о них практически не знают в других регионах.

— Это важно, чтобы знали?

— Абсолютно необходимо! Сейчас в стране сложилась здоровая рыночная ситуация, когда города стали конкурировать за привлечение государственных и частных инвестиций, за технологии, за ключевые места в рейтингах, а главное – за трудовые ресурсы. В этой связи необходимо формировать образ Томска как города широких жизненных перспектив, города, где удобно жить, работать и отдыхать, где лучше всех учат и лечат. Тем более что выдумывать здесь про себя нам ничего не надо, нужно просто рассказать о себе стране и миру. Для повышения привлекательности нам необходимо позиционировать Томск как город будущего.

— А у нас действительно удобнее жить и отдыхать, чем в других городах?

— Несомненно. В Томск едут учиться десятки тысяч людей не только потому, что у нас хорошее образование. Кроме того, каждые выходные в наши ночные клубы приезжает масса народа из Новосибирска и Кемерова. Здесь отдыхается насыщенно и ярко, здесь хорошая атмосфера, множество продвинутой молодежи — студентов и студенток…

— В программе позиционирования Томска большое внимание уделено теме студенчества. Почему?

— Сейчас в стране создается новая система высшей школы. Если мы в этой ситуации будем продолжать себя убеждать, что раз у нас старейшие научные школы, то на века, и студенты будут к нам ехать «автоматом», потому что мы самый лучший город, мы будем себя обманывать. А сегодня люди поняли, что студенты – это не меньшие инвестиции в город, чем, скажем, международные сети. Это, конечно, хорошо, что в город идет «IKEA» или «Метро», что итальянцы строят гостиницы… Но я убежден, что студенты – не менее эффективные инвесторы. Благодаря им в Томске живет жилищный рынок, сектор услуг, рестораны, клубы, сеть развлекательных учреждений, вообще весь потребительский рынок работает сегодня по большому счету преимущественно на студентов.

— Чем же их еще привлекать?

— Во-первых, конечно, университетами и их рейтингами. Качественное томское образование по отдельным факультетам, направлениям, школам притягивает абитуриентов, а стало быть, их об этом надо лучше информировать. Но при этом студент должен жить в человеческих условиях, а значит, надо строить кампусы. Студент должен знать, что в Томске к его услугам будут бассейны, вся спортивная инфраструктура, клубы, боулинги, дорожки для скейтбордов и так далее. И самое главное — он должен быть уверен, что здесь безопасно и днем, и ночью. Что, если он приехал из Кореи или Китая, его тут не убьют, как в Воронеже. Кстати, безопасность Томска – это очень сильный аргумент для абитуриентов в целом.

— Что ждет Томск, в случае если он проиграет эту конкуренцию за молодые «мозги»?

— Он захиреет и превратится в заштатный городишко. Станет перевалочным пунктом, через который вахтовики будут ездить на север за нефтью или в Бакчар за рудой…

— В Стратегии развития Томска до 2020 года в качестве стратегического направления заявлено и внешнее позиционирование Томска. Поставлена задача — «формирование имиджа столицы межгородского общения, столицы местного самоуправления». Не маловаты ли мы для столицы при наличии под боком успешного и тоже неглупого города-милллионника?

— Томск — это бывшая столица губернии. А в каждой бывшей столице сохраняется духовный, интеллектуальный уровень. Как в Питере, Алма-Ате… При этом наш город тихий и удобный для жизни. Почему сегодня многие не хотят жить в мегаполисах, и, встав на ноги, перебираются в пригороды? Потому что стремятся к тишине и комфорту… Надо отметить, что эта задача удачно сочетается с «золотым проектом» губернатора Томской области «Томск – город-форум».

— В программу заложены средства на развитие межмуниципальных контактов…

— Да, на общение с городами-побратимами, на членство города в различных межрегиональных ассоциациях. Сейчас Томск входит в АСДГ и имеет трех побратимов: корейский Ульсан, наш Новороссийск и американский Монро. Что это за города? С Монро мы заключили договор в 1995 году. Городов с таким названием в США семь. Томск в России – один. «Наш» Монро находится в штате Мичиган, в нем проживает 20 тысяч человек и единственная достопримечательность – угольная электростанция. У меня возникает вопрос: а какой реальный выхлоп от такого побратимства? Такого рода контакты, международные поездки должны перестать быть муниципальным туризмом. Томичи должны представлять, какая польза от этих связей для них.

— Какие реальные результаты ожидаете от реализации этой программы?

— Прирост количества студентов из других городов и государств. В 2009 году запланировано увеличение на 2 процента, в 2010-м – на 5, в 2011-м – на 8 процентов. Это сверхзадача. Должно увеличиться количество томских предприятий и организаций, участвующих в выездных выставках и ярмарках. А самый главный показатель успешности начатого дела – увеличение притока внешних инвестиций. Мы попытаемся из каждого рубля, вложенного в эту программу, выжать по максимуму…

— Только этих рублей для столь масштабных и дорогостоящих задач маловато… За три года на свое позиционирование город потратит всего 25 миллионов – это же стоимость одного проката 10-минутного фильма про Томск на Первом канале…

— Но и на эти деньги можно сделать многое! Средства на подготовительный этап этой программы появятся только в 2009 году, но нужно бежать впереди паровоза и начинать достигать цели своими мозгами. Многие вещи воплощаются на уровне идей: например, созданием медиасобытий. Совершенно необходим нормальный городской интернет-портал. Разработка городского фирменного стиля, социальной рекламы о Томске, организация и поддержка крупных публичных мероприятий, прием официальных делегаций, развитие принимающего туризма, помощь предприятиям в участии в международных выставках, ярмарках — это все достаточно дорогие дела, но мы рассчитываем, что в эту программу включится бизнес.

— С чего начнете работу?

— Создадим Совет по внешнему позиционированию, который объединит экспертное сообщество и будет заниматься общественным управлением программой. В него войдут руководители и ведущие ученые кафедр политологии, журналистики, маркетинга, связей с общественностью, других подразделений университетов Томска, специалисты-практики по брэндингу и рекламе. На фокус-группах еще раз протестируем образ Томска. Совет должен проанализировать ситуацию и понять, что же нам продвигать и как это делать максимально эффективно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.