Стабильность социальных цен

Скоро исполнится год, как произошел резкий скачок цен на продукты первой необходимости: хлеб, молоко, растительное масло… Вскоре в нашу жизнь вошли такие понятия, как социальные продукты и социальные цены. Администрация Томской области стала проводить политику сдерживания цен на основные продукты питания. Был составлен список товаров, на которые рекомендовано устанавливать цены с торговой наценкой не более 15 процентов. Об участии в политике сдерживания цен власть тогда договорилась практически со всеми ведущими ритейлерами продуктового рынка, а также поставщиками и производителями основных продуктов питания. Срок договоренности истек в мае, однако, как свидетельствуют торговые сети Томска, цены на социальные продукты остаются социальными.

Цены для покупателя

— Система формирования особых — невысоких — цен на товары первой необходимости в торговых центрах «Фуд-Сити» и «Абрикос» существовала всегда, независимо от рекомендаций со стороны власти. Список самых востребованных товаров, которые продаются по демократичным ценам, как правило, есть в каждой розничной сети. Торговая наценка на эти продукты составляет 10-15 процентов, — рассказывает начальник дирекции ценообразования группы компаний «ЛАМА» Елена Григорян. – Исследования показали, что покупатель запоминает цены в большей степени на основные продукты. В этом случае ритейлеры, чтобы привлечь клиентов, не заинтересованы повышать стоимость товаров.

— Наши магазины предназначены для широких слоев населения, и низкие цены на основные продукты мы держим всегда. Экономическая выгода достигается за счет быстрой оборачиваемости товара и взаимоотношений с нашими поставщиками, — говорит руководитель отдела маркетинга барнаульской торговой сети «Мария-Ра» Наталья Попова.

— Цены не завышаем, потому что на рынке высокая конкуренция: если уйдет покупатель из магазина, обратно его не вернуть, — продолжает исполнительный директор Сибирской торговой ассоциации (СТА), владелец продуктовых магазинов Александр Тулинов.

Перераспределение прибыли

Экономика торгового, как и любого другого, бизнеса строится на принципе получения материальной выгоды. В торговых сетях признаются, что продажа социальных продуктов в лучшем случае не приносит дохода, в худшем – магазин терпит убытки.

Хрупкий баланс между ценой и затратами на приобретение продукта и минимальной торговой надбавкой все же позволяет ритейлеру получить небольшую прибыль за счет высокого уровня товарооборота. Но нельзя забывать – торговые наценки на продукты эконом- и премиум-класса различны, что обусловлено сложностью доставки, особенностью сырья и технологией производства последнего.

— Прибыль получаем в большей степени от продажи пива, винно-водочных, кондитерских изделий, — поясняет Александр Тулинов.

Не вся сметана социальна

Тем не менее сетям приходится слышать в свой адрес претензии по поводу завышенных цен на социальные группы товаров. Причиной тому может быть и округление копеек для удобного счета, когда наценка может превысить положенный процент на одну десятую.

Другая причина необоснованных упреков касается магазинов с широким ассортиментом товаров. Ритейлер не имеет возможности установить социальную цену на весь ассортимент в одной продуктовой линейке, поскольку в ней представлены товары разных производителей, разных ценовых сегментов. В этом случае социальные цены устанавливаются на два-три вида конкретного товара, а значит, не вся представленная в магазине сметана относится к социальным продуктам.

– В условиях рыночной конкуренции для поддержания деятельности компании невозможно установить наценку не более 15 процентов на все продукты, поскольку рентабельная торговая наценка начинается с 23 процентов, – рассказывает Елена Григорян, – и в нее входят издержки компании по обработке и доставке товара на полку магазина.

Наценки – без изменений

Несмотря на усилия администрации и торговых сетей, цены на социально значимые продукты продолжают расти.

— Но не ритейлеры являются причиной подорожания продуктов. Наши торговые наценки меняются редко. Увеличение цен в основном исходит от поставщиков. И, заметьте, дорожают именно социальные продукты. Цены на оливковое масло, например, за последний год практически не изменились, – подчеркивает Елена Григорян. – В этом смысле торговые сети настолько же зависимы от всех факторов, составляющих цену товара, как и покупатели.

 

Наша справка

Сеть розничных магазинов группы компаний «ЛАМА» включает гипермаркеты «Фуд-Сити», супермаркеты «ЛАМА» и универсамы «Абрикос» в Томске, Северске и Кемерово.

Сеть «Мария-Ра» — магазины в Алтайском крае, Республике Алтай, Новосибирской, Кемеровской областях, в Томске.

 

Цена на товар складывается из нескольких составляющих: цены поставщика, затрат на доставку и хранение, оплаты труда и прибыли.

 

В группу социальных товаров по решению областной администрации вошли следующие продукты питания: хлеб, яйцо, овощи, молоко, сыр, сметана, творог, мясо птицы, колбаса вареная, растительное масло, маргарин, сахар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.