Я б в рабочие пошел…

Промышленники, профтехобразование и государство обсуждают кадровый вопрос

Обезвоживание

Прецедент нескольких лет давности. На базе «Сибэлектромотора» проводился конкурс профессионального мастерства среди сотрудников промышленных предприятий Южного округа Томска. В числе зрителей оказались гендиректор и главный инженер одного из томских заводов, которые не только оказывали моральную поддержку своим конкурсантам, но и активно высматривали чужих. В итоге четыре сотрудника «Сибэлектромотора» были перекуплены этим предприятием…

И сегодня цехи томских предприятий по-прежнему недосчитываются до четверти кадрового состава, а объявления о вакансиях пестрят поиском опытных токарей, слесарей, фрезеровщиков, сварщиков. По словам сотрудников отдела кадров ОАО «Сибэлектромотор», на каждое объявление о поиске рабочего высокой квалификации откликаются в среднем по 10-15 соискателей.

Хорошо? Увы, есть «только» две проблемы. Во-первых, все эти люди трудоустроены на других предприятиях и просто интересуются условиями труда и заработной платой, постоянно подыскивая для себя лучшую жизнь. Во-вторых, в подавляющем большинстве они если не предпенсионного возраста, то близки к нему. Начальник 14-го цеха «Сибэлектромотора» Владимир Глотов приводит пример: сегодня в цехе трудится специалист, которому недавно исполнилось 75 лет. Еще двоих пенсионеров начальник попросил вновь встать к станку.

Словом, выйдя из сложнейшего кризиса 1990-х, перевооружив во многом производство и наладив рынки сбыта, томская промышленность (как и российская в целом) столкнулась с новой проблемой – нехваткой рабочих кадров. По словам экспертов и руководителей предприятий, за годы реформ и преобразований томская промышленность достигла предельного уровня «обезвоживания».

— Сегодня заводы подошли к той черте, за которой не видно будущего, – заявил Владимир Глотов.

По сути, может, и излишне категорично сказано. Но как заострение очень серьезной проблемы, согласны эксперты, — верно.

Лучше условия!

Молодые кадры есть, как говорят представители системы профессионального образования, только их надо заинтересовать зарплатой, перспективами ее роста и условиями труда. Причем делать это нужно еще на стадии обучения, отслеживая будущих специалистов, приглашая их на практику, оплачивая этот труд и не теряя связь до самой защиты дипломной работы.

По словам преподавателя Томского политехнического техникума (ТПТ) Галины Шеховцевой, говорить о том, что молодые люди с неохотой идут получать рабочую специальность, было бы неправильно. Молодежь стремится получить профессию и с желанием осваивает новое ремесло. А работодатели, испытывающие кадровый голод, в свою очередь, «осваивают» не только выпускников, но и практикантов. Техникум готовит специалистов по трем специальностям нефтегазового комплекса и по трем – электротехнического производства. Сотрудники ТПТ рассказывают, что во время обучения за будущих специалистов разворачивается самая настоящая борьба: представители большинства нефтедобывающих компаний региона дважды в год проводят с учащимися так называемые дни карьеры, рассказывая потенциальным кадрам о преимуществах своих предприятий.

– К сожалению, традиционная промышленность такой хваткой не отличается, – говорит Галина Шеховцева.

Например, тот же «Сибэлектромотор» имеет договор с техникумом о предоставлении рабочих мест практикантам по специальности «электрические машины и аппараты». В рамках этого договора ТПТ ежегодно направляет на предприятие по 10 своих студентов (всего по данной специальности выпускается по 22–25 специалистов в год). Но, во-первых, предприятие «не ведет» студента во время всего обучения, ограничиваясь лишь периодом прохождения практики. Во-вторых, стипендия, которую выплачивает «Сибэлектромотор» практиканту, ниже заработка, который ему готовы предложить малые предприятия и инновационный сектор. Первые – за счет «серых» схем начисления зарплаты, вторые – за счет динамики роста и не столь серьезных затрат в общей массе на квалифицированных рабочих.

Замдиректора ТПТ по производственному обучению Анатолий Щукин добавляет, что со сменой собственников, произошедшей в середине прошлого десятилетия, многие предприятия потеряли преемственность поколений и сегодня столкнулись с тем, что свежие кадры некому обучить.

— В нашем выпуске 2002 года было восемь жителей села, которые не имели в Томске жилья, – приводит еще один минус сотрудник Томского экономико-промышленного колледжа, заслуженный мастер РФ Борис Беспалов. – Всех их с радостью готовы были принять несколько промышленных предприятий, и зарплата по тем меркам доходила до 8 тыс. рублей. Но никто из работодателей не смог предложить парням даже койко-места в общежитии.

Пределы возможностей

Руководители крупных предприятий в ответ резонно говорят, что они находятся в неравных условиях по сравнению с нефтегазовым сектором.

— Предприятия этого сектора – локомотивы, у них другие возможности за счет конъюнктуры — цены на нефть растут, а затраты на производство-то прежние… — комментирует гендиректор «Сибэлектромотора» Кирилл Новожилов.

Он также сообщил, что «наблюдается плохая тенденция – рост заработной платы опережает рост производительности труда», а строительство ведомственного временного жилья – это очень серьезные расходы, которые неизменно скажутся на конкурентоспособности предприятия:

— Поэтому пока только подумываем о строительстве общежития, — сказал Новожилов.

К тому же, говорят промышленники, крупному предприятию сложнее организовать работу временных сотрудников, что является преимуществом для компании с небольшим коллективом.

Поиск путей

И промышленники, и представители профтехобразования солидарны в том, что необходимо существенно увеличить выпуск специалистов по наиболее дефицитным специальностям. (Здесь надо отметить, что на производство идет меньше половины выпускников училищ и колледжей: остальные либо призываются в армию сразу после получения диплома, либо продолжают образование в вузах). Например, обе стороны убеждены, что необходимо повышать престиж рабочей профессии.

– К сожалению, молодежь, выбирая карьеру юриста или экономиста, до сих пор не понимает, что рынок труда уже с лихвой насыщен этими профессиями. А работа в реальном секторе экономики – это гарантия надежного будущего, — говорит Владимир Глотов.

— Мы забыли лозунг советской эпохи – «Все профессии хороши», — согласен Борис Беспалов.

Споры идут о другом – как именно выполнить задачу? Дьявол, как известно, прячется в деталях.

— Бизнес платит налоги, за счет которых и должна осуществляться подготовка кадров, – уверен Владимир Глотов.

Представители учебного корпуса готовы поспорить с заводским работником, будучи уверенными, что подготовка кадров – именно задача промышленников.

— Мы не выполняем государственный заказ, мы готовим специалистов для частного бизнеса, а потому помочь нам с обновлением лабораторной базы – интерес исключительно бизнеса, – убежден Анатолий Щукин.

Но единства нет ни в одном, ни в другом лагере. Например, недавно появилась информация, что ряд депутатов Госдумы РФ прорабатывает вопрос стимулирования промышленных предприятий по подготовке кадров по рабочим специальностям: речь о создании неких профессиональных училищ на базе работающих производств. В качестве компенсации федеральные власти предлагают предоставлять таким предприятиям налоговые льготы.

И многие работники системы начального профессионального образования уже сказали: депутаты предлагают не тот путь. Зачем открывать новые училища, если, к примеру, в экономико-промышленном колледже по специальности «наладчик станков и оборудования механообработки» обучаются 12 человек, в то время как мастера производственного обучения способны подготовить группу вдвое большую? В общем, Борис Беспалов уверен: открывать новые площадки нецелесообразно, а нужно популяризировать среди молодежи рабочие профессии, предоставлять молодым специалистам серьезный социальный пакет. И, настоятельно подчеркивает Владимир Глотов, усилить материально-техническую базу учебных заведений, многие из которых, по его словам, готовят студентов не на станках, а на плакатах.

Как сказал «ТН» Кирилл Новожилов, в Томске сейчас пытаются начать некий гибридный вариант: принята программа возрождения двух училищ машиностроительного профиля, в финансировании которой предусмотрено участие и федерального, и областного бюджетов, а также ведущих предприятий Томска.

— Но образование – инертный процесс, – посетовал Новожилов, — дай бог, если что-то изменится через 5 лет…

Игорь ПЕТРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =