Трубный зов. Современный деревенский детектив

  • Одну трубу похитителям утащить не удалось — видимо, она вмерзла в грунт и при подъеме лопнула.

Стой, кто копает?

30 ноября житель деревни Халдеево Александр Морозов возвращался из Томска домой. Среди многих земледельческих и охотничьих забот у Александра Васильевича была и одна «общественная»: зимой он приглядывал за мичуринскими участками кооперативов «Учитель» и «Магистраль», расположенных неподалеку от деревни, — время от времени объезжал вверенную территорию на своем «Буране». Обычно ничего подозрительного не замечал. Но в тот день увидел, что в сторону «Магистрали» и «Учителя» прошла тяжелая техника. Зачем бы? Оседлав «Буран», Морозов помчался в сторону мичуринских.

— Еду по дороге, гляжу: она раскопана. Трубы на земле лежат. «КамАЗ», «Урал» стоят, кран; мужики какие-то суетятся. Я подошел: «В чем дело? – говорю. — Зачем трубы выкопали?»

(Уточним: трубы под насыпной дорогой были жизненно необходимы: выполняли роль водостока, благодаря им в весеннюю распутицу путь к дачным участкам не размывало.)

Один из рабочих пояснил Морозову: готовится глобальная реконструкция, вместо железных труб здесь будут проложены бетонные!

-Ты лапшу-то на уши не вешай, — возмутился сторож. – Я так думаю: после вас тут вообще ничего не будет…

Между тем вывороченные из промерзшей земли трубы рабочие начали грузить на машины. Морозов записал номера и уехал звонить председателю «Магистрали».

Обокрали!

Масштаб бедствия впервые оценили северчане из «Магистрали», когда приехали на место 2 декабря. Единственная дорога к мичуринским, по которой в теплые месяцы трижды в неделю ходил автобус с «почтового» и ездили «учительские» легковушки, была перерезана тремя ямами глубиной в несколько метров. Первая выкопанная труба валялась тут же: видимо, намертво вмерзла в грунт и при подъеме лопнула. Из второй канавы трубу извлечь не удалось. Зато из третьей ямы рабочие достали 4 штуки по 17 метров длиной. Разрезали и увезли. Хищение было налицо.

Жулик на блюдечке?

Естественно, мичуринцы решили обратиться в милицию. Взялся за это член кооператива «Учитель» Владимир Кровельщиков. В РОВД Томского района Владимир Степанович пришел не с пустыми руками: по записанным номерам узнал в ГИБДД владельца техники.

С этими данными, полагал Кровельщиков, преступление можно считать фактически раскрытым – вези человека в райотдел, выясняй, кому и за сколько загнал толстостенные нефтепроводные трубы.

А потом, мечтал Владимир Степанович, кирку и тачку ему в руки, и пусть как хочет, так дорогу и восстанавливает!

Со скрипом

В реальности расследование продвигалось с трудом. В РОВД создали следственно-оперативную группу, выехали на место преступления. Попытались выйти на заказчика халдеевских труб и лиц, заинтересованных в их продаже. Не уложились в отведенные сроки, взяли дополнительное время для расследования. Шел месяц за месяцем…

Кровельщиков ходил в прокуратуру, звонил по «телефону доверия» начальнику УВД, обращался в приемную губернатора. Все это ни на шаг не приблизило окончание расследования.

— Полгода жизни потерял, — пожаловался «ТН» Владимир Степанович, — а толку никакого…

Сроки посадки

Приближалась посевная-2008. Дорога стояла разрытой – ни пройти, ни проехать к мичуринским. Подготовив подробное письмо, Кровельщиков отправился в общественную приемную «Единой России». Руководитель регионального отделения Александр Куприянец отнесся к ходоку с пониманием. Обратился к директору облуправления автомобильных дорог Александру Кадесникову, и в Халдеево привезли две новые трубы, а ямы на дороге засыпали гравием.

Восстановительные работы стоимостью более 100 тыс. рублей были закончены только в июне, и большинство мичуринцев, не пробившись вовремя к своим участкам, бросили огороды. Даже картошку не посадили.

А когда кого-то посадят на скамью подсудимых (и посадят ли вообще), трудно даже предположить.

— Нам удалось выяснить, кем были вывезены трубы, на каком предприятии складированы. Кто именно арендовал участок, на котором они лежали, прежде чем в короткий срок были проданы, — сказала «ТН» заместитель начальника Томского РОВД по МОБ полковник милиции Ирина Рощина. — Бригаду, выкопавшую их, мы в качестве подозреваемых привлечь не можем – люди были наняты по объявлению. Пока основным кандидатом в подозреваемые остается арендатор, на чьей территории находились трубы. Он утверждает, что ничего в Халдеево «не заказывал», а приобрел их в другой фирме и просто перепродал. В показаниях обнаружились существенные противоречия, которые нам предстоит проверить. Возможно, это поможет точно установить злоумышленника, но пока до предъявления обвинения еще далеко.

С момента совершения кражи прошло восемь с половиной месяцев.

 

Аниськиных не напасешься

P.S. Две строки комментария. Наверное, участковый Федор Иванович Аниськин (фильм «Деревенский детектив»), расследовавший дело о краже аккордеона из сельского клуба, поморщился бы, услышав эту историю. Впрочем, всем уже понятны причины: времени у милиции нет, кадров не хватает, дознаватели неопытные. Не напасешься на весь Томский район Аниськиных! Непосаженную картошку к делу не пришьешь, развороченную дорогу, кстати, тоже. Да и закопали ведь ее в конце концов.

Но жажда справедливости — великий двигатель. И Владимир Степанович до сих пор надеется увидеть похитителя привлеченным к уголовной ответственности. Фамилию «Кровельщиков» и в райотделе, и в прокуратуре уже запомнили, хоть его дело не самое громкое. Все ходит, интересуется, вопросы задает…

Наверное, всем было бы удобнее, если бы он как-нибудь забыл про эти треклятые трубы?

 

Потерпевшим по делу признан кооператив «Магистраль». Согласно экспертной оценке, причиненный ущерб составил 19 288 рублей. Восстановление дороги в эту сумму не входит: по закону эти деньги можно взыскать лишь по гражданскому иску.

 

Поскольку дорога была разрушена, многие мичуринцы бросили свои огороды.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + двенадцать =