«SHELL» оценил ноу-хау томских ученых

11 сентября в институте геологии и нефтегазового дела ТПУ встречали гостей — делегацию концерна «Shell» во главе с Малколмом Робертсоном, генеральным директором по лицензированию и катализаторам «SHELL Global & Solution», подразделения, отвечающего за разработку и внедрение инновационных технологий переработки нефти и газа. Одна из главных целей визита представителей всемирно известного нефтяного гиганта — знакомство с результатами исследований в области переработки нефти и газа, которые ведутся в ИГНД ТПУ под руководством заслуженного деятеля науки профессора В.И. Ерофеева. Томскому ученому удалось добиться значительных успехов в данном направлении – разработанные им технологии позволяют получать из попутных газов и газоконденсатного сырья высокооктановый бензин.

— На многих наших месторождениях большая часть попутного газа попросту сжигается, нанося непоправимый вред атмосфере и окружающей среде. Мы разработали технологию, которая позволяет отказаться от «факелов», получать из легких прямогонных фракций нефти и газового конденсата высокооктановые бензины марок АИ-93 и выше, удовлетворяющие самым высоким требованиям Евростандарта на автомобильные бензины, а из попутного газа – смесь ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилолы, нафталины и другие), которые могут быть использованы в качестве сырья в нефтехимической промышленности и тонком органическом синтезе для получения лаков, красок, лекарственных препаратов, полимеров и пластмасс и других ценных продуктов, – рассказывает Владимир Иванович.

Суть метода — в использовании уникальных цеолитных нанокомпозитных наносистем. Говоря простым языком, цеолиты представляют собой объемное «сито», которое пропускает молекулы строго определенного размера, вступая с ними в химическое взаимодействие. И с экономической точки зрения, и с точки зрения химии и экологии применение цеолитов во много раз эффективней платиновых катализаторов, используемых на всех промышленных российских НПЗ. В отличие от платиновых катализаторов применение цеолитных нанокомпозитных катализаторов не требует многоступенчатой системы очистки исходного сырья, сложного, энергоемкого производственного цикла. Полученный бензин содержит минимум сернистых соединений и бензола, соответствует стандартам ЕВРО-4 и 5. Технология применима и для получения дизельного топлива, в том числе и высококачественных дизельных топлив с низким содержанием сернистых соединений и температурой замерзания до минус 75-80 оС, что позволяет использовать это топливо даже в Антарктике.

— В прошлом году нам удалось войти в федеральную целевую программу по развитию российской наноиндустрии, одним из условий получения финансовой поддержки в ее рамках было привлечение иностранного инвестора, — продолжает Ерофеев. — В качестве иностранного инвестора мы выбрали филиал компании «SHELL» – «Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Сервисиз (РФ) Б.В.», рассказали о своих наработках, которые вызвали большой интерес. На проведение наших исследований, оснащение лаборатории компанией были выделены необходимые средства. Позади год работы в рамках гранта, и нам есть что показать нашим инвесторам. В настоящее время создан технологический комплекс, состоящий из двух лабораторных установок по переработке прямогонных бензиновых и дизельных фракций газоконденсатов и попутных газов в высокооктановые бензины и дизельное топливо на цеолитных нанокомпозитных катализаторах, ведется разработка новых композиций, которые позволят эффективно и целенаправленно извлекать из множества фракций необходимые компоненты, увеличивая их содержание в зависимости от производственных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.