Часть адресов из списка будущей городской программы сохранения деревянного зодчества заменят на другие. Не войдут те дома, на участки под которыми строительные компании уже оформляют документы на строительство. Все здания – не памятники, а фоновая застройка.
Общее количество объектов не изменится: 701.
Чтобы оценить целесообразность такой рокировки, заммэра по развитию города Евгений Паршуто, главный архитектор Владимир Коренев и директор МУ «Томск исторический» Николай Закотнов провели объезд по спорным адресам.
В результате из программы выпали ул. Р. Люксембург, 46/1; пер. Спортивный, 11; пер. Нечевский, 12; ул. Красноармейская, 78. Вместо них вошли ул. Кузнецова, 33; ул. Р. Люксембург, 46-б; пер. Аптекарский, 11/1; ул. Алтайская, 3 (усадьба из двух домов).
Здание по ул. Р. Люксембург, 46/1, заменили безболезненно: оно попало в программу по ошибке, произошла путаница в литерах. Первоначально речь шла именно о соседнем доме.
Сложнее с пер. Спортивным, 11: инвестор его… уже расселил.
— Юридически мы ничего не можем ему предъявить. Наверное, просто разведем руками, — вздохнул Паршуто. – Чем больше мы медлим с принятием программы (ее должна утвердить городская Дума), тем больше таких случаев. В год Томск теряет по четыре ценных объекта. Происходит тотальное несанкционированное расселение деревянных домов. Сегодня ничего не мешает любому человеку прийти в любой дом и сказать: мы вас будем расселять. После утверждения программы даже в этом случае снести здание застройщик не сможет.
— На ул. Карташова, 2, мы еле успели, — рассказал заммэра. — Застройщик уже было приступил к расселению, а этот дом у нас стоит в программе восстановления объектов деревянного зодчества.
По пер. Нечевскому будет комплексно застраиваться весь квартал, поэтому дом № 12 решено снести, а по его соседу, № 16, вопрос еще решается: департамент по культуре снял здание с охраны, но еще недавно это был памятник истории, здесь в свое время жил геолог, ученый-энциклопедист Ростислав Ильин.
Сложный вопрос с ул. Красноармейской, 78: дом, как и многие другие деревянные здания Томска, стоит за красной линией.
— Улицу надо расширять. Противоположную сторону не можем снести, там серьезные памятники, — объяснил Закотонов. – Придется решать вопрос с правой стороной. До ноября должны определиться.
— Мы за снос! – вмешались в разговор жители дома. – Нас здесь пять семей, живем как бомжи. Дом валится. За 50 лет, что я здесь живу, ни разу ничего не делалось.
— Если сделают ремонт и у меня будет хорошая благоустроенная квартира, то, может, останусь, — решает соседка.
Жители по ул. К. Маркса, 41, наоборот, никуда уезжать не хотят:
— Нас и здесь все устраивает. Центр, ребенок здесь в школу ходит. Если нам скажут, что дом оставят в покое, мы ремонт сами сделаем.
С этим адресом вопрос тоже еще не решен, хотя фирма «Строймонтаж» надеется возвести на этом месте гостиницу.
Участники объезда единогласно приняли решение отказать в сносе домов по ул. Вершинина, 8-10, ул. Герцена, 36, и ул. Белинского, 78-82.
Если со списком охраняемых домов появляется ясность, то вопрос с финансированием восстановления остается открытым: на все средств просто нет.
— Мы будем использовать все возможности. Привлекать средства из всех программ, в том числе на капремонт из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, — заверил Паршуто.
Вслед за программой на очереди утверждение зон охраны памятников истории и культуры (сейчас проект на согласовании в Москве). Тем временем идеолог программы главный архитектор «Томска исторического» Наталья Лисовская, оценив расположение охраняемых домов, добавила к существующим зонам еще две: Уржатку (пер. Батенькова и начало ул. Алтайской) и часть исторического района Пески на ул. Р. Люксембург и Большой Подгорной.
Дом на пер. Спортивном, 11, уже расселен — без ведома мэрии. Город надеется его разобрать и сохранить хотя бы наличники и «исторический» брус, чтобы использовать для реставрации других домов.
Ул. Белинского, 78-82: всю линейку домов будут сохранять. На объезде Евгений Паршуто тщательно оценивал сделанное здесь благоустройство и заметил брак.
Ул. Красноармейская, 78. Дом уходит под снос для расширения улицы. Его жители «за», но многим горожанам здание жалко.