Сибирская АЭС — прикосновение к истории

Слова о том, что атомный проект в нашей стране был гигантским шагом в полную неизвестность, который сделали наши ученые-теоретики, конструкторы и производственники и добились ошеломляющего успеха, сегодня воспринимается нынешним молодым поколением как смесь сказки со старым агитационным плакатом.

26 сентября в Доме культуры им. Николая Островского в Северске состоялся праздничный прием в честь полувекового юбилея Сибирской электростанции. Это торжество дало возможность встретиться людям, стоявшим у истоков атомной энергетики, ядерной отрасли в нашей стране, и встречи действительно были теплые и совершенно неформальные. Наверное, меньше всего в тот момент кому-то хотелось давать какие-то интервью журналистам. И все-таки разговор с патриархами отечественной атомной отрасли состоялся и дал ощущение прикосновения к той далекой героической эпохе.

Использовали на всю катушку

В зале Дома культуры после концерта звучит смех, музыка, люди разбиваются по группкам, живо общаются друг с другом у банкетных столов. Несколько минут поисков – и я разговариваю с гостем из Москвы.

— Мы работали над вводом в эксплуатацию и продлением срока службы реакторов АДЭ-4 и АДЭ-5, — говорит Анатолий Сорокин, главный инженер проекта из АО «Головной институт ВНИПИЭТ». – Это была совершенно уникальная операция, ведь наши реакторы по конструкции кардинально отличаются от тех, что были тогда в Европе и США. Однако мысль, заложенная в основу их конструкции нашими учеными и конструкторами, обеспечила им безаварийную работу на многие годы. А потом было гениальное решение применять сбросовое тепло для обогрева города. Конечно, работники Сибирской АЭС использовали потенциал этих реакторов с максимальной отдачей. Спасибо тем ветеранам, которые отдали силы и свое здоровье на то, чтобы сохранить и передать свой опыт новым поколениям атомщиков.

Вся ядерная мощь в одной комнате

И хотя праздник шумит в большом зале, в отдельном кабинете собралась чисто мужская компания – бывшие соратники и коллеги, благодаря трудам которых строилась и безотказно работала Сибирская атомная станция.

Как в любой мужской компании, тут есть свой заводила, произносящий тосты и организующий веселье, — Юрий Филимонцев, заместитель генерального директора Московского ВНИИ по эксплуатации АЭС.

— Я здесь учился в 77-й школе и в Томском политехническом. Мы сейчас все вместе, вся наша легендарная четвертая смена на третьем аппарате 5-го объекта. Когда мне пришлось уехать отсюда, я всегда в душе оставался сибиряком, и сейчас такой же. И вообще, когда приходилось сталкиваться с людьми из наших краев, всегда удивлялся, насколько богаты душой и чисты сибиряки. Где только не встретишь бывших «выпускников» 5-го и 45-го объектов! Например, главный энергетик на 5-м объекте Евгений Иванов, который сейчас работает в Москве. Или Анатолий Еперин, который был главным инженером Ленинградской АЭС и сейчас работает в Сосновом Бору (кстати, в 1999 году Международный биографический центр в Кембридже присудил Анатолию Еперину почетные звания «Выдающийся человек 20-го столетия» и «Международный человек тысячелетия» с присуждением дипломов и памятных медалей). Все это коллеги по 5-му объекту.

— У вас есть уникальная возможность, даже единственная, – откликается на мое обращение Евгений Акимов, академик РАЕН, ответственный секретарь ветеранов концерна «Росэнергатом». – Вы можете в одной комнате увидеть всю мощь атомной энергетики страны. Здесь научные руководители, генеральный проектировщик, главный конструктор и эксплуатационники ядерной отрасли. Это люди, которые в свое время создали могущество, равного которому в мире просто нет.

А я смотрю на этих умудренных годами людей, годящихся мне в деды, а вижу молодых озорных физиков, только получивших дипломы об окончании вуза. Ничего удивительного нет – душа у этих людей не стареет.

Безопасность – не просто слово

В этой праздничной атмосфере я все же задал вопрос, касающийся безопасности ядерной энергетики. Мне ответил заместитель директора по научной работе Института проблем безопасного использования ядерной энергии в Курчатовском институте Александр Калугин.

— Известно, что атомный проект начался в ведомстве Берия, где слово «безопасность» было не просто словом. Я сам видел журналы с записью Игоря Курчатова, где он по нескольку раз в день записывал совершенно конкретные рекомендации, что должны делать операторы реактора, чтобы обеспечить безопасность работы реактора. И уже через 10 лет была пущена первая промышленная атомная станция, и были такие кадры, которые понимали, что атомная энергия – это серьезно, с ней шутить нельзя. Если вы ее хотите использовать, она вам может дать огромные преимущества, но если вы ее будете использовать неправильно, можно получить очень большие неприятности.

Что удивительно, на СХК уже в 1958 году это было усвоено интуитивно, а в дальнейшем это правило было главным.

Павел РЯБОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 8 =