Последние из могикан

Томские летчики – лучшие в России

Томские летчики стали первыми на всероссийских соревнованиях по самолетному спорту на самолетах «Як-52». Победителями они вернулись с состязаний на Кубок Чкалова и Кубок губернатора Нижнего Новгорода. Чтобы посоревноваться в выполнении фигур высшего пилотажа, в Нижний Новгород съехались спортсмены из 18 городов России и Белоруссии.

Томск – это где?

Последний раз в соревнованиях такого уровня томичи участвовали 18 лет назад!

— Когда приехали в Нижний Новгород, нас спрашивали: «А Томск — это где? А железная дорога у вас есть?» – рассказывает Герман Мамонов, мастер спорта, чемпион нижегородских соревнований. — В самолетном спорте про существование нашего города забыли.

«Не знаем, как дорога, но летчики точно есть», — отшучивались пилоты. А в ответ получали скептическое: «Ну, посмотрим».

Скепсис как рукой сняло, стоило томским спортсменам выполнить первые элементы упражнений. «Таких вертикалей я даже на чемпионате мира не видела», — призналась главный судья соревнований.

Бочки, петли и восьмерки

— Мы участвовали в соревнованиях второй лиги, – продолжает Герман. — В программу входили два комплекса упражнений – обязательный и произвольный. Набор фигур обязательного комплекса определяли организаторы, программу произвольного выступления – сами пилоты.

В выполнении произвольной программы количество фигур не должно было превышать 12, а их суммарная стоимость должна была составить 180 баллов. Фигуры в самолетном спорте самые разные: бочки, петли, штопорные вращения на углах, на вертикалях… Томские пилоты выбрали девять, но самые заковыристые:

— Например, у восьмерки коэффициент сложности 10, – рассказывает Герман. – Это потому, что в упражнение входит множество составных элементов. Важно, чтобы «ушки» восьмерки находились на одной высоте, все углы были исполнены идеально. Зато, если фигура выполнена чисто, можно получить 32 балла.

Выступление получилось не только чистеньким, но и зрелищным. Класс был столь высок, что томские летчики соревновались фактически друг с другом:

— У нас с Леной Толокониной, которая заняла второе место, по итогам двух упражнений был разрыв всего в 30 баллов, — вспоминает Герман. – А в командном зачете разница между первым и вторым местом составила 300 баллов.

Это при том, что за штурвал Елена не бралась 15 лет! Герман тоже вернулся после 13-летнего перерыва.

Последние из могикан

Товарищей по команде пилот Мамонов называет «последними из могикан». Все они люди зрелые, авиаспортом начали заниматься еще в советское время. Герман, например, пришел на аэродром 17-летним мальчишкой. В 1989 году на соревнованиях в Душанбе получил мастера спорта. Работал в авиаклубе техником, потом инструктором. В 1990-х с любимым делом пришлось попрощаться – нужно было искать новую работу. О спортивном совершенствовании тогда даже речи не шло. Перестройка. К инструкторской работе Герман вернулся лишь пару лет назад:

— Снова потянуло в небо, — улыбается.

На аэродроме в то время уже занимались Юрий Свинолупов, Александр Кудяков и Олег Коновалюк.

— Когда вернулся в клуб, обзвонил девчонок, с которыми начинали летать. Покатал. Заразил полетами. У Лены стало получаться.

Так и сложилась звездная сборная «могикан».

Мечты о молодежи

— Беда в том, что современной молодежи самолетный спорт не по карману, — сокрушается Герман. – Час полета стоит 8,5 тысячи рублей, и это самая низкая стоимость по стране, в соседних регионах сумма достигает 11 тысяч. Чтобы самостоятельно отправиться в небо, необходимо налетать 12 часов — 100 тысяч рублей.

Проблему в аэроклубе пытаются решать: думают о покупке более дешевых в эксплуатации, чем Як-52, самолетов. Но и здесь без государственных дотаций и спонсорских денег не обойтись:

— А пока у нас в области есть только футбол…- произносит Герман до боли знакомую томским спортсменам фразу.

  

— В основе любой фигуры высшего пилотажа лежат знакопеременные перегрузки, рассказывает Герман Мамонов. — При перегрузке +7 G вес тела становится в семь раз больше обычного, при +9 G кровь по удельному весу становится равна ртути. При отрицательных перегрузках все наоборот: с огромной силой тебя выбрасывает из кабины, кровь стремится покинуть организм. Глаза тоже. Признаться честно, отрицательные перегрузки пилоты недолюбливают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − девять =