Над миром

4 октября томичи услышали концерт колокольных звонов

Колокольный звон плыл над городом. Долго, почти целый час множество людей, собравшихся у Богоявленского собора, слушали его переливы. Значение и смысл каждой из девяти мелодий им объяснял ведущий-семинарист, но самого звонаря снизу видно не было. Кто работает там, наверху? Может быть, это вообще запись, усиленная динамиками?

…Подняться в звонницу оказалось не так-то просто: длинная крутая лестница вела через ход, пройти по которому мог только человек среднего телосложения. Плотному пришлось бы протискиваться боком. Оступишься здесь – и костей не соберешь.

После такого подъема сама звонница кажется на удивление просторной. Внутри подвешено 11 колоколов, а в центре помещена небольшая деревянная конструкция, к которой сходятся все веревки, привязанные к языкам. Здесь стоит звонарь.

Оказалось, что концерт «вызванивал» не один, а четверо человек! Воспитанники Томской православной духовной семинарии разных курсов сменяли друг друга возле «станка». Работали напряженно, действуя и руками, и ногами (имеется специальная педаль). Шутка ли – собрать в единую композицию и заставить канонически точно звучать все колокола!

Как они, интересно, репетировали?

— Чтобы добиться необходимой синхронности движений, мы изготовили специальный тренажер, — объяснил семинарист 3-го курса Сергей Серегин, — громоздкий и не очень красивый, но он позволяет имитировать действия звонаря. Лично мне потребовалось два месяца, чтобы более или менее уверенно чувствовать себя в звоннице.

То, что делает Сергей, в миру считалось бы общественной нагрузкой, а в семинарии называется послушничеством. Исполнить звонарское послушничество было предложено молодому человеку еще на первом курсе. Он согласился – где еще такое попробуешь?

Для правильного исполнения звонов (трезвонов, перезвонов, праздничных, погребальных переборов) требуется не только музыкальная память, чувство ритма, но и определенный духовный настрой. Ведь именно колокола заставляют людей, спешащих по своим обычным делам, вдруг останавливаться, прислушиваться… Посреди ежедневной суеты вспоминать и думать о Боге.

Сама звонница чем-то всегда неуловимо напоминает Сергею корабль: деревянная маленькая дверь, ведущая наверх, узкий проход – экономия места, как на старых судах; толстые веревки, крепкие серьезные узлы. И – простор. Стоишь здесь, на всех ветрах, и кажется, будто плывешь над городом, над всем миром.

— Поднимаясь в звонницу, я чувствую восторг. А заканчивая звонить – торжество…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − шесть =