Вор должен сидеть

  • «Взломать такой замок жулику несложно», — предупреждает Андрей Ясовеев

5 октября сотрудники уголовного розыска отмечали 90-летие образования своей службы. На торжественном собрании прозвучали высокие слова, были вручены награды. Знак «Лучший сотрудник криминальной милиции» получил руководитель ОРЧ по раскрытию имущественных преступлений Андрей Ясовеев. Многих жуликов он отправлял за решетку не по одному разу. Некоторых узнает на улице. О тонкостях следственной работы не распространяется – профессиональная тайна. Считает, что главное – уметь тщательно собрать вещественные доказательства на месте происшествия, сформировать толковую агентурную сеть и не считаться с личным временем, раскрывая преступления. Остальное придет.

— Есть ли какие-то «особые приметы», характеризующие современную криминальную обстановку?

— Сейчас в воровской среде полный бардак. Практически отсутствует деление на сообщества. Ушло в прошлое понятие «верность профессии» — карманник легко может переквалифицироваться в грабителя или домушника и наоборот. Причина только одна – поиск наибольшей выгоды.

— Значит, говорить о новых способах «отъема денег у населения» уже не приходится? Или жулики выдумали что-нибудь новенькое?

— Да уж, группы, которая занималась квартирными кражами на верхних этажах, используя альпинистское снаряжение, уже нет. Раскрыли в 1990-е. Сейчас домушники, например, стали вычислять квартиры по пластиковым окнам: раз хозяева поставили, значит, деньги есть.

Еще один распространенный вид хищений – кражи в вузах. Наши сотрудники задержали молодую особу, которая «работала» прямо в аудиториях. Могла сделать вид, что вместе со всеми пишет лекцию или сдает экзамен. Однажды после ее визита преподаватель, собравший у абитуриентов сотовые телефоны, недосчитался одного. (Мобильники просто лежали на столе, она взяла, какой понравился.) В аудитории при этом находилось около семидесяти человек.

— Возвращаемся к разговору о внимательности самих потерпевших…

— Взять, к примеру, карманные кражи. Мало того, что в транспорте слаженно работают группы по 2-3 человека, их еще очень непросто поймать за руку. Да и сами пассажиры ведут себя беспечно. Был случай: еду как-то в маршрутке. Вдруг вижу, у девушки из сумочки выскальзывает сотовый телефон. Сам, без посторонней помощи. Поднимаю, демонстративно держу на виду. Барышня смотрит на меня, на мобильник; реакции – ноль. «Девушка, — говорю, — телефончик ваш?» Сперва не понимает. Потом: ох, ах, извините, спасибо…

— С гастарбайтерами много хлопот? Теоретически жулику из числа приезжих уйти от ответственности проще: совершил преступление и быстренько отчалил на родину…

— Жулики из этой категории людей, как правило, сами «на дело» не ходят. Слегка грешат скупкой краденого. (Здесь подешевле купят, дома подороже продадут. Или привезут в качестве подарков родне.)

Граждане иностранных государств чаще сами становятся жертвами преступников.

В сентябре, например, в центре города – напротив Университетской рощи – грабители напали на француза, приехавшего к нам на языковую практику. Сперва к молодому человеку обратилась девушка и под каким-то незначительным предлогом отозвала его в сторонку. А там уж за него взялись наши крепкие парни – избили, отобрали рюкзак, деньги. Но, что самое неприятное, среди прочих вещей иностранец лишился паспорта. (Утрата этого документа влечет автоматическую высылку из страны.)

— Скандал международный! У вас, наверное, раскрытие этого грабежа стало делом чести?

— Конечно! Но и раскрыли его дня за три-четыре благодаря сбору оперативной информации.

— Расскажете?

— Нет… Только коротко: задержали, вернули через следователя паспорт. Заслужили благодарность губернатора. Троих сотрудников (в том числе и меня) глава области наградил премиями.

— Вопрос тонкий, непростой: оказание сопротивления преступнику. Оглядываясь на вашу практику, что целесообразнее – немедленно отдать, что просит грабитель, или все-таки попытаться противостоять?

— Я бы отсоветовал сопротивляться. Сложно просчитать заранее, что у грабителя на уме, в каком эмоциональном состоянии он пребывает, на что способен пойти. Года три назад у меня был случай: парень зашел в магазин «Цифроград» на пр. Мира и потребовал у продавщицы сотовые телефоны. Она оказалась девчонкой боевой, вверенный товар отдавать не захотела. Тогда он ее порезал. Сильно. И забрал-таки штук сорок мобильников. Преступление мы раскрыли. И телефоны нашли. Только здоровья нашей потерпевшей это не вернуло.

Так что нечего с бандитами в героев играть. Надо по возможности запоминать их лица и быстро обращаться в милицию. Остальное сделаем сами.

 

Наша справка

Андрей Ясовеев пришел в милицию в 1995 году, отслужив в ВДВ. Работал оперуполномоченным, руководил отделом уголовного розыска Советского РОВД, отделом по раскрытию квартирных краж по Томской области УВД ТО. Сейчас возглавляет в управлении оперативно-розыскную часть по раскрытию имущественных преступлений. Сотрудники его подразделения ежегодно повышают раскрываемость грабежей, разбоев, квартирных и карманных краж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + тринадцать =