Операция «И» И другие приключения инноваций

Мыши и люди

Методику лечения онкологических заболеваний разработали томские ученые. Чуть больше недели назад они вернулись из Дании. Там в Копенгагене, в рамках ежегодного научного конгресса «НАНОТЕХ Северной Европы-2008», томичи презентовали результаты своих исследований, полученные за последние два года. Называется работа сложно: «Магниточувствительные, инкапсулированные цитостатиком липосомальные композиты на основе наноферромагнетиков. Новые подходы в лечении онкологических заболеваний». Новая методика, по мнению авторов, может быть использована в лечении злокачественных образований желудочно-кишечного тракта на поздних стадиях развития:

— Основной недостаток всех препаратов, которые сейчас используются при химиотерапевтическом лечении, – высокая токсичность и низкая селективность, — поясняет «ТН» Таисия Федущак, соавтор разработки, научный сотрудник Института химии нефти СО РАН, кандидат химических наук. – То есть при их использовании погибают не только поврежденные, но и здоровые клетки. Мы надеемся, что разработанный нами магниточувствительный композит позволит более эффективно воздействовать на саму опухоль и минимизировать побочное влияние цитостатика на здоровые ткани и органы.

К таким выводам медики пришли на основе выполненных лабораторных исследований:

— Мы получили обнадеживающие результаты в экспериментах на клеточных культурах и животных, что дает нам возможность предполагать их высокую эффективность при использовании в клинической практике, — рассказывает Сергей Антипов, онколог, кандидат медицинских наук, докторант кафедры госпитальной хирургии СибГМУ.

Словом, важно понимать: в Копенгагене ученые презентовали не готовую к использованию технологию, не панацею от онкозаболеваний, а результаты этапа научной работы. Будут ли они применяться в клиническом лечении раковых больных – вопрос. Исследователи, обнадеженные результатами лабораторных исследований на мышах, с одной стороны, полны энтузиазма. С другой — отдают себе отчет в том, что находятся в самом начале пути к практическому использованию методики.

Не утюг

— Чтобы реализовать инновационную идею в жизнь, в среднем требуется от нуля до 15 лет, — отмечает председатель комитета по науке и инновациям администрации Томской области Алексей Пушкаренко. – В IT-технологиях это в среднем три месяца. В медицинском приборостроении минимум 7 лет. В области лекарственных методик и препаратов — и того больше.

— На Западе нормальный темп работы – 7-8 лет, — соглашается генеральный директор фирмы «Ифар» Вениамин Хазанов.

Его компания занимается инновационными фармакологическими разработками. Ученые ведут исследования для зарубежных партнеров. И уже несколько лет проходят процедуру регистрации одной из своих инноваций – лекарственного препарата «Янтапирин».

— Это очень заформализованная и забюрократизированная процедура, — отмечает Хазанов.

– Но в тех областях, где от разработки зависят жизнь и здоровье человека, это неизбежно, — рассуждает Таисия Федущак. – Если бы речь шла об усовершенствовании конструкции утюга или химического реактора, можно было бы говорить о скорых результатах. А медицина включает в себя большой объем экспериментальных и этических моментов, прежде чем позволить перенести конкретные разработки в клиническую практику.

Но кастрюля

Не утюг, но кастрюлю уже более 4 лет пытаются усовершенствовать представители томской инновационной фирмы «Сибовар». 25 марта этого года их комплект интерактивной электропосуды с программным управлением официально признан изобретением. Устройство не только экономит электроэнергию, но и исполняет маленькие прихоти: может, скажем, сварить яйцо за 10 минут до того, как вы проснетесь.

— Сейчас мы находимся на стадии производства малой серии комплектов электропосуды, — рассказывает «ТН» последние новости генеральный директор «Сибовара» Александр Булавин. – На этом этапе мы столкнулись с тем, что переход от лабораторного образца к серийному производству сопряжен с полнейшей, глубочайшей переработкой технологических процессов. То, что получается в единичном экземпляре на столе, в лаборатории, в пробирке, совершенно не получается в серийном производстве. Мы вынуждены были полностью переделывать лабораторную модель.

Трудности перехода от лабораторных испытаний к промышленному выпуску продукции – проблема, с которой приходится сталкиваться многим новаторам. «Сибовару» почти удалось с ней справиться. В рамках XI Инновационного форума предприниматели выступят со своим инвестиционным предложением.

Нановолна

Новая методика лечения рака лежит на стыке нескольких научных областей – медицины, физики, химии. Воплотить ее в жизнь пытается целая команда ученых:

— Представители СибГМУ, Института химии нефти СО РАН, — перечисляет Антипов участников проекта, — ученые Института физики металлов Уральского отделения РАН при поддержке Института сильноточной электроники СО РАН и ООО «СибМедЦентр».

Исследования научной группы лежат в перспективной отрасли нанотехнологий. Именно в этом сегменте инновационного сектора у России, по мнению экономистов, есть шанс занять лидирующие позиции в мире. Но для того, чтобы инновация приобрела вид готовой к практическому использованию разработки, необходимы клинические исследования.

— До клинических испытаний нам необходимо провести еще ряд экспериментальных работ и получить соответствующие разрешения, — отмечает Сергей Антипов. — Но самое главное, что необходимо для эффективной реализации данного проекта, – достаточное финансирование, которое мы намерены искать не только в России, но и за рубежом.

И, кстати, второй источник представляется научной группе наиболее реальным: сколько ни пытались они просочиться в федеральные программы грантового финансирования – не удается. Не помогает пока даже приставка «нано-», добавляющая сегодня любому исследованию в глазах чиновников особый шарм:

— Система финансирования и поддержки новых разработок в России сейчас еще достаточно неповоротлива, — делится своим опытом Таисия Федущак.

Вопросами химии нанопорошков и аспектами их практического применения она занимается с 1992 года.

— Чтобы получить дополнительное финансирование по грантам, приходится писать в год по два-три проекта. А это – время, силы, вдохновение и, к сожалению, разочарования, — вздыхает она и продолжает: — Еще несколько лет назад в Академии наук России вовсе не было секции по нанотехнологиям. Теперь она есть. И большие объемы финансирования направляются в эту отрасль. Вместе с тем и количество исследователей увеличилось в сотни раз. Теперь все занимаются нанотехнологиями…

Региональная система

Оценить практические перспективы той или иной новаторской идеи на старте достаточно сложно:

— Для этого есть различные методики, — поясняет Алексей Пушкаренко. – Например, в рамках конкурса инновационных проектов, который проводит областная администрация, главное условие выделения средств инновационному предприятию – софинансирование разработки. Если мы выделяем миллион, то предприятие должно показать, что оно на внедрение этой разработки потратит не меньше.

Таким образом, новаторы отвечают за свои идеи собственным рублем. Значит, подходят к делу организации производства серьезно, проводят маркетинговые исследования, анализ рынка и так далее. Поэтому работа по большинству проектов, поддержанных областной администрацией, идет достаточно активно:

— За 10 лет, в течение которых мы ведем работу с инновационным предпринимательством, в нашем комитете было рассмотрено около 2 500 проектов, 90 из них сейчас находятся на стадии промышленного производства.

Есть в областной администрации и конкурсы, направленные на поддержку научно-исследовательских разработок, сотрудничают чиновники с Российским фондом фундаментальных исследований, Гуманитарным научным фондом. Словом, в администрации говорят об уже созданной модели региональной инновационной системы. Вот только разработчикам новой методики лечения раковых заболеваний ни в одну из перечисленных программ попасть пока не удалось.

Когда-нибудь

Чтобы освободить ученых от непрофильной и сложной работы, за поиск гранатового финансирования взялась фирма Антипова – ООО «СибМедЦентр». Попытки менеджеров от науки найти деньги на продолжение исследований также пока не увенчались успехом.

Тем не менее инициативная группа не намерена опускать руки:

— Это наука – в ней есть как положительные, так и отрицательные результаты, — сказал «ТН» Сергей Антипов.

Как врач, он стремится реализовать эффективную, на его взгляд, методику, как бизнесмен — когда-нибудь все же получить дивиденды.

— Мы понимаем и осознаем все риски. Но стремление помочь онкобольным придает нам уверенность, что когда-нибудь мы все-таки достигнем позитивного результата.

 

Методика томских ученых, по мнению авторов, может быть использована в лечении злокачественных образований желудочно-кишечного тракта на поздних стадиях развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =