Дополнительная диспансеризация (ДД) населения натужно и со скрипом, но все же набирает обороты в области — к 1 октября план по диспансеризации выполнен на 46 процентов. Но…
Подход дискредитирует идею
Контроль за реализацией нацпроекта «Здоровье», в том числе и за ДД, возложен на Росздравнадзор. Рассказывает руководитель Управления Росздравнадзора по Томской области Михаил Чиняев:
— В ходе проверок ряда ЛПУ по итогам дополнительной диспансеризации прошлого года мы обнаружили, что многие врачи к этому делу подходили формально и зачастую не выполняли требований приказов. В осмотрах участвовали не все специалисты. В Александровской ЦРБ, например, вместо врача-офтальмолога это делала медсестра. В городской больнице Стрежевого пациентов не всегда осматривал хирург. Лабораторные исследования проводились не в полном объеме. В другом районе вместо невролога больных смотрел психиатр. Мы спросили главврача — почему? Ответ был просто умилительным: мол, у нас нет невролога, а психиатр есть! В Александровской ЦРБ в 2007 году из осмотренных 110 человек все были женщины. Объяснение простое: у учреждения просто не было уролога…
Отмечается низкое число лиц старше 40 лет из числа осмотренных, видимо, потому, что этой группе пациентов необходимо проводить исследование на онкомаркеры, а оно довольно дорогое. Такой подход дискредитирует саму идею проведения дополнительной диспансеризации.
Пока гром не грянет
— Самый главный выявленный нами недостаток ДД – отсутствие динамического наблюдения и лечения выявленных в ходе нее заболеваний, — говорит Михаил Чиняев. — Проанализировав результаты ДД, проведенной в прошлые годы, мы обнаружили: оздоровительные и профилактические мероприятия в отношении пациентов, прошедших диспансеризацию в 2006-2007 годах, практически не проводятся.
— Есть примеры, когда в ходе ДД у людей было выявлено подозрение на онкозаболевание, но пациенты игнорировали приглашения врачей на дообследование, — рассказывает ведущий специалист-эксперт Управления Росздравнадзора Анджей Скобельский. — Есть ситуации и похуже. Случай этого года: такой предварительный диагноз (под вопросом, разумеется) поставлен человеку; проходит месяц, два – и ничего. Пациента никуда не вызвали, его не обследуют, не лечат. Когда патология выявляется по анализу, человек может о нем и не узнать! Хотя цель диспансеризации – выявить заболевание на раннем этапе.
В то же время треть осмотренных томичей нуждаются в дополнительном обследовании и лечении. Уже нынче выявлены 10 пациентов пятой группы здоровья, нуждающиеся в дорогостоящей высокотехнологичной помощи (и эта помощь им будет оказана бесплатно).
Произвольный опрос двух десятков знакомых, проведенный вашим корреспондентом, только добавил скептицизма: через полтора месяца после профосмотра ни один из них не обратился в поликлинику и не поинтересовался результатами обследования, не узнал свою группу здоровья. Ссылались на занятость. На непреодолимость очередей у кабинета участкового врача. На природную неспособность «ходить по докторам». Это очень по-русски – пока гром не грянет. А иной раз и когда грянет тоже…
Возможно, энтузиазма у граждан прибавилось бы, если б дело было по-другому организовано. Надо заметить, что и через полтора месяца после профосмотра никому из опрошенных знакомых не позвонили из поликлиники, не пригласили на это самое дообследование и не сообщили результатов. Все оказались исключительно здоровы? Ну, это вряд ли…
План по валу
Тем не менее движение есть. По крайней мере, проведенные Росздравнадзором в октябре проверки в Парабельской, Светленской, Лоскутовской районных больницах и поликлинике № 4 г. Томска показали: муниципальные учреждения нынче куда лучше готовы к диспансеризации, чем в прошлом году. Да и проводится она, по мнению экспертов, более качественно. Нынче в проверенных ЛПУ был выполнен весь спектр диагностических исследований, осмотры проведены всеми специалистами.
Главврачам не позавидуешь: они вынуждены обеспечивать диспансеризации явку, преодолевая сопротивление работодателей и лень пациентов.
— При этом ЛПУ настолько загружены повседневной работой, что объективно не в состоянии полноценно и качественно провести ДД, — считает Михаил Чиняев. — Диспансеризация катастрофически увеличивает очереди к специалистам, занятым на осмотрах. Без дополнительных площадей, штатов и времени поликлиники включаются в гонку за цифрами, валом, планом… А если в будущем году придется осмотреть уже 70 тысяч человек (скорее всего, так и будет, диспансеризация ведь набирает обороты)? ЛПУ будут не в состоянии это сделать прежним составом и на имеющемся диагностическом оборудовании…
— Наконец, возможно, Томску было бы разумно вернуться к хорошо забытому старому – организовать специальную поликлинику профосмотров? Чтобы врачи муниципальных поликлиник получали от нее результаты ДД и занимались прямым своим делом — дообследованием, лечением и профилактикой, — заключает Михаил Чиняев.
С 2008 года программа проведения дополнительной диспансеризации расширилась: теперь ее должны пройти не только работники бюджетной сферы (не прошедшие в 2006-2007 годах), но и все работающие граждане, имеющие полис ОМС.
Кроме осмотра терапевта, эндокринолога, офтальмолога, невролога, хирурга, уролога (для мужчин), акушера-гинеколога (для женщин) в программу обследования включены клинический анализ крови и мочи, исследование уровня холестерина, липопротеидов низкой плотности, уровня триглицеридов сыворотки крови, определение специфических онкомаркеров (СА-125 у женщин после 40 лет, и PSI у мужчин после 40 лет). Также проводятся функциональные исследования: электрокардиография, флюоро- графия (один раз в 2 года), мам- мография (для женщин старше 40 лет – один раз в 2 года).
В 2006 году на территории Томской области диспансеризацию прошли 24 637 человек, в 2007-м – 28 367, на 2008-й запланировано 45 664.
По состоянию на 1 октября осмотрено 21 158 человек.
В 2006-2007 годах муниципальные ЛПУ получили 346 единиц диагностического оборудования на 224,8 млн. рублей. На нем выполнено уже более 7 млн. исследований.
Практически все медработники прошли переподготовку. Из 1 018 участковых врачей и медсестер в последние 5 лет не повышали свою квалификацию только 25 человек (2 врача и 23 медицинские сестры).
Дорогая игрушка
Если посчитать экономику дополнительной диспансеризации населения, которая натужно и со скрипом, но все же набирает обороты в области, станет ясно, что дело это весьма масштабное и недешевое. Прикинем: в 2008 году планируется обследовать более 45 тысяч жителей области, при этом на каждого государство выделило около тысячи рублей, итого – 45 миллионов прямого финансирования. Плюс (точнее минус — для экономики области) рабочие часы, потерянные трудящимися в медучреждениях на собственно профосмотр: половина дня, помноженная опять-таки на 45 тысяч, – примерно 22-23 тысячи трудодней.
С тем, что грамотно проведенная диспансеризация безусловно полезна не только индивидуумам, но имеет колоссальный экономический эффект в масштабах региона, также трудно спорить. И никому не хочется, чтобы начатая в рамках нацпроекта «Здоровье» профилактическая деятельность госучреждений превратилась в очередную дорогую, хлопотную, но бесполезную для сообщества игрушку. Однако, если судить по видимым для рядовых граждан результатам диспансеризации и по отношению к ней томичей, именно игрушкой ее пока и считают…
УГОЛ ЗРЕНИЯ
Трудности очевидны – и решаемы
Если нынче в полном объеме проводятся исследования, анализы и осмотры, если с формальной точки зрения все выглядит отлично, то почему же программа буксует?
Все дело, как известно, в деталях. В логике осмотров. Сроках. И стимулах, рычагах, заставляющих врачей доводить дело до конца.
Первое. Какой смысл узкому специалисту осматривать пациента, не имея на руках результатов его анализов? Ставить диагноз на ощупь как земскому врачу? Очевидно, что логичнее было бы проводить диспансеризацию в два приема – сначала лабораторные и функциональные исследования, а назавтра, с готовыми результатами в карточке, – общение с врачами.
Второе. Важно, чтобы у терапевта было время не только осмотреть больного, но и проанализировать все предыдущие заключения специалистов, резюмировать их и сообщить пациенту – только тогда диспансеризацию можно считать доведенной до логического конца. Но у терапевта катастрофически не хватает на это времени.
Так почему же диспансеризация начинается в конце лета и 60 процентов томичей проходят осмотр в авральном режиме в четвертом квартале? Это объяснимо: пока выйдет приказ министра здравоохранения и откроется финансирование, пока эти документы придут в Томск и местные чиновники разработают планы-графики, пока найдут работодателей и согласуют списки, подготовят материальную базу, запасутся реактивами… Оргтрудности очевидны — и решаемы. Если относиться к диспансеризации не как к кампанейщине и авралу, а как к повседневной работе. Эксперты говорят: чтобы диспансеризация 2009 года прошла успешно, начинать ее надо как минимум в феврале.