Долг платежом красен

На днях банк заказов томского представительства Столичного коллекторского агентства (СКА) пополнился еще одним портфелем – теперь сумма проблемной задолженности, с которой работает томский call-центр, достигла одного миллиарда рублей. Это, безусловно, не просроченная сумма кредитов томичей – томский офис работает с должниками по всей стране, однако тенденция налицо: становится все более и более актуальной оборотная сторона кредитно-потребительского бума, который во всей России, и в Томске в том числе, продолжался несколько лет. (Просроченная задолженность жителей области с начала года выросла почти в два раза и достигла 600 млн. рублей.)

— Думаю, один миллиард – не та цифра, на которой мы остановимся, — сказал «ТН» руководитель ООО «Столичный информационный центр» (г. Томск) Юрий Пермяков. — Впереди у нашего call-центра еще больше работы. В свое время банки хорошо заработали на дорогостоящих потребительских кредитах. И сегодня у банков есть целые комнаты, где лежат документы по должникам. Так что банки будут продолжать передавать нам портфели.

Словом, перефразируя известный рекламный слоган, можно сказать: «Вы не платите по кредиту? Тогда мы идем к вам».

Высокий спрос

За последние 10 дней число операторов информационного центра увеличилось с 40 до 50 человек. А в планах «Столичного коллекторского агентства» сделать томский call-центр одним из самых крупных в России – уже к концу 2008 года здесь будет создано более 150 рабочих мест. Если учесть, что на каждом посадочном месте посменно смогут работать 2-3 человека, можно предполагать, что до 1 января 2009 года томский call-центр расширит свой штат на более чем 300 новых сотрудников.

Причин столь стремительного роста числа сотрудников, по сути, две.

Во-первых, это удачное географическое расположение Томска: местное время позволяет томскому филиалу работать практически со всеми регионами – как западными, так и восточными.

Во-вторых, безусловно, сильно сказалась непростая ситуация на финансовых рынках, которая резко повысила спрос на услуги агентств по сбору банковских долгов. Если еще год назад банки с небольшой охотой работали с коллекторскими агентствами, то сегодня тенденция другая: обстоятельства требуют скорейшего возврата задолженностей.

— По случайному совпадению обострение ситуации на рынке совпало с открытием нашего центра, — сказал «ТН» руководитель ООО «СИЦ» Юрий Пермяков. — Сейчас в нашем агентстве ситуация меняется каждые две недели, мы ежедневно набираем сотрудников, обучаем. Если раньше банки отдавали в работу портфели более тяжелые и старые, сроком в год или два, то сегодня просрочки стали более свежими – 1-2 месяца. По старым просрочкам гораздо тяжелее работать, контактная информация зачастую уже не соответствует действительности. Сегодня банки реально понимают: чем раньше они начнут работу с коллекторским агентством, тем выше будет эффективность по возврату задолженности.

Потребительский подход

Самая большая доля деятельности коллекторских агентств – работа с невозвратами потребительских кредитов. Банки пока не в состоянии заниматься такими взысканиями – нет собственных сотрудников. А более крупные задолженности банки предпочитают возвращать самостоятельно или через суд.

Коллекторы в вопросе работы с гражданами куда более эффективны: около 85 процентов долгов возвращаются в банки после общения с сотрудниками call-центров.

Как отмечает руководитель томского call-центра, эта самая большая часть просроченных долгов сегодня возникает у граждан по социально-экономическим причинам – человек либо теряет работу, либо не получает вовремя зарплату…

Остальные долги, рассказывает Юрий Пермяков, возникают по самым разным причинам. Иногда человек не платит принципиально, потому что так делают его знакомые. Иногда неплатежи связаны с мошенничеством:

— Ситуация порой доходит до абсурда. Банки выдают кредиты, не проверяя кредитную историю. Был случай, когда должник получил 17 кредитов в разных банках, — говорит Пермяков.

Встречаются и драматические истории – должник умирает, и кредитное бремя ложится на семью:

— Но банк деньги дал и хочет их вернуть. В этой ситуации работать очень неприятно. Нужно убедить членов семьи, что, если задолженность будет возвращаться через суд, они могут потерять имущество.

 

Если должник считает, что банк не прав, он должен пойти и пересмотреть график возврата платежей, — советует Юрий Пермяков.

 

В среднем вознаграждение коллекторского агентства составляет 20–25 процентов.

 

Должник может в любой момент связаться с call-центром: для обратной связи в агентстве круглосуточно работает телефон 8-800-555-88-83 (звонок бесплатный).

 

Наша справка

«Столичное коллекторское агентство» (англ. сollector — собирать) предоставляет услуги по возврату просроченной задолженности предприятиям и организациям различных сфер бизнеса.

Портфель проблемной задолженности под управлением СКА сегодня составляет более 4,5 млрд. рублей. Общее количество дел должников, сопровождаемых агентством, – более 100 тысяч. По стране успешно функционируют 53 региональных и 13 мини-офисов СКА — самая обширная сеть среди компаний, предоставляющих аналогичные услуги.

В работе СКА три направления: soft, hard и legal.

Soft – общение с должниками по телефону, сбор информации, рассылка SMS-сообщений, писем по почте с требованиями об оплате.

Hard – выезд к задолжникам, поиск их местонахождения.

Legal – работа юристов с судебными органами и приставами.

Томский call-центр работает на уровне soft.

 

Цифры

Кредитов — меньше, невозврата — больше

По данным Главного управления Центробанка РФ по Томской области, сумма выданных кредитов физическим лицам на 1 января 2008 года составляла 28,2 млрд. рублей. Просроченная задолженность по возврату кредитных средств – 370,9 млн. рублей.

На 1 ноября 2008 года сумма выданных кредитов сократилась до 25,7 млрд. рублей, а задолженность населения банкам возросла до 602 млн. рублей – почти в 2 раза, что составляет 2,5 процента от общего объема кредитов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.