Воскресный Томск – «Еда вместо бомб»
Вминувшее воскресенье в Томске в очередной раз прошла акция под названием «Food not bombs» – «Еда вместо бомб». Неформально одетые молодые люди бесплатно раздавали бездомным горячую пищу и теплые вещи. При этом организаторы не выкрикивали лозунгов и не держали в руках идейные плакаты: просто орудовали поварешками и одноразовой посудой, в которой дымились свежеприготовленный обед и сладкий чай для бомжей.
Макромир
— Надеюсь, вы нас в «нашисты» не будете записывать? – с улыбкой спрашивает Андрей (имена героев изменены), один из организаторов акции, с которым мы встретились за несколько часов до ее проведения. Именно он два года назад побывал в Новосибирске на «Food not bombs» (FNB) и привез идею в Томск. – А то люди думают, что мы принадлежим к какой-то партии или группировке. Будто мы сами не можем делать что-то полезное для общества.
Андрей и его товарищи (все – студенты) проводят акции FNB в Томске с марта. Всю неделю они раздают по городу листовки с указанием места и времени проведения мероприятия. А по воскресеньям с готовой едой и вещами приходят на раздачи. Все делается на добровольной основе.
Впрочем, доля политического умысла в FNB все же есть. Главная задача участников – привлечь общественное внимание к проблемам милитаризма, бедности и голода, которые напрямую связаны с политикой правительств.
— Сегодня государство тратит кучу денег на вооружение, а в это время люди умирают от голода и замерзают на теплотрассах, — говорит Андрей. – Посмотрите официальные данные — у нас треть населения находится за чертой бедности. Зато на оружие ежегодно тратятся колоссальные суммы. А ведь государство может тратить часть этих денег на то, чтобы накормить голодных хотя бы раз в неделю. Мы своим примером показываем, что это вполне реально.
Микромир
Мы идем на квартиру одного из участников мероприятия. На маленькой кухне ребята готовят обед для бездомных. Рецепт прост: гречка, овощи, соевое мясо в томатном соусе. Дешево и вкусно. Продукты ребята покупают на свои деньги и на средства, собранные на концертах местных хардкор-групп. На каждую акцию хватает 200-300 рублей. Обязательное требование к еде одно – она должна быть вегетарианской.
— Мы сами, как и участники FNB по всему миру, вегетарианцы. Поэтому и еда для акций не содержит мяса. Во-первых, такая пища полезна для здоровья, а во-вторых, для ее получения не требуется прибегать к насилию, — поясняют ребята.
Еще одна особенность проводимых акций — обычно их организуют люди из музыкальной тусовки: панки, хардкорщики. При этом ребята стараются не афишировать свою деятельность, поскольку часто возникают проблемы с милицией и скинхедами.
— Изначально мы проводили наши акции в центре города на открытом месте, чтобы бездомным проще было нас найти и чтобы люди видели, чем мы занимаемся, — говорит Илья, другой участник акции. – Но однажды задержались минут на 15: за это время менты разогнали пришедших, а нам сказали, мол, нечего тут бомжей разводить.
После этого случая ребята нашли другое место, удаленное от центра и представителей властей. А листовки и сарафанное радио делают свое дело, и поток идущих не ослабевает. Другая проблема – скинхеды, которые нападают на организаторов акций по политическим мотивам.
— Акции проводят не только музыканты, — говорит Андрей. — Иногда анархисты, антифашисты, иные идейные люди. На них, в свою очередь, охотятся скинхеды. На организаторов FNB тем более. Ведь для скинов бомжи – генетический мусор.
Еда готова, осталось заварить чай. Ребята достают десятилитровую канистру и засыпают в нее заварку и сахар из одноразовых 5-граммовых пакетиков. Такие обычно дают в заведениях общепита. На квартире таких пакетиков целый мешок. На вопрос, откуда столько, ребята признаются: уносят их с собой из кафе — нечего добру пропадать.
Перед выходом проголодавшиеся участники пробуют, что же получилось. После первой ложки довольно улыбаются – вкусно.
Рутина дней
Укладываем посуду и вещи в сумку и идем на остановку. По дороге на точку ребята рассказывают, что за люди к ним приходят.
— Это не только бомжи или бездомные. Бывает, приходят просто очень бедные люди, — говорит Илья. – Есть и постоянные посетители. Например, ходит один бездомный, очень интеллигентный, начитанный. Обычно он просит милостыню у церкви на площади. Рассказывал, что у него была квартира, томская прописка, но брат с дядей просто выкинули его из квартиры — без документов, без всего. И таких немало.
— А мне однажды мороженое подарили, — смеется Ира, одна из самых постоянных участниц акций. – Один бездомный принес мне в подарок. Но я не стала есть — тогда не употребляла молоко в пищу. Но все равно было приятно.
По словам Андрея, бомжи настолько привыкли к тому, что они никому не нужны, что некоторых приходится убеждать — пища дается бесплатно:
— Один бомж как-то спросил: «Ну что, когда поедем в деревню?» — «Зачем?» А он говорит: «Ну как же, работать…» Оказалось, в Томске есть организация, которая за еду отвозит бедных в какую-то деревню на работы в поля.
Пошел дождь, похолодало, но на условленном месте все равно собрались люди. Пока участники акции раздавали вещи (большая часть досталась детям), я подошла к одному из пришедших. Виталию, как представился человек, на вид лет 55, на деле – 43. На улице давно, ради тарелки гречки приходит на это место с Алтайской каждое воскресенье. На вопрос, почему ребята их кормят, отвечает: наверное, потому что сами захотели.
— Нас еще в церкви кормят, которая католическая. Несколько раз в неделю горячее дают. И ребята вот помогают, спасибо им огромное. Сейчас холодает — горячая еда очень нужна.
Приносят посуду, и бездомные начинают подтягиваться к кастрюле, протягивая замерзшие руки к теплым тарелкам.
— Спасибо вам огромное, ребятки, спасибо, — приговаривает Виталий, взяв тарелку и кусок хлеба. Медленно идет к своему месту и начинает аккуратно пробовать дымящуюся гречку. – Ой, вкусно! Молодцы! Дай вам Бог здоровья.
И так каждый бездомный. И все подходили за добавкой.
Пока пришедшие обедали, молодежь грелась чаем и обсуждала, что приготовит в следующее воскресенье.
Случайные прохожие с любопытством посматривали. Некоторые останавливались, но ближе подойти не решались. Без плакатов и лозунгов смотреть на бомжей было неинтересно.
Томские активисты FNB скромно отказываются от фотосъемки. Их новосибирские единомышленники с удовольствием позируют перед журналистами.