Разведка боем

Дискуссия о первых результатах реформы оплаты труда в школах

 Этого вопроса не было в официальной повестке дня Думы, но спонтанно возникшая дискуссия о реформе оплаты труда в школах стала одной из самых горячих тем на собрании Думы.

«Согласен быть одноглазым»

Начало спору положило заявление председателя комитета по социальной политике облдумы Игоря Чернышева:

— Народная мудрость говорит: «Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет – тому оба». Согласен быть одноглазым — для пользы дела… В 1990-е годы в школах под лозунгом «Школа должна только учить» фактически был ликвидирован воспитательный процесс, в итоге получили токсикоманию, наркоманию, колоссальный рост детской безнадзорности и преступности. В 2000-е годы в школах были введены должности – завучи по воспитательной работе, психологи, социальные педагоги, вожатые, педагоги дополнительного образования. Результат не заставил себя ждать: сегодня токсикомания в школе – из разряда экзотики, наркомания стала ЧП и так далее.

— Но, видимо, человеческой памяти не хватает даже на 10 лет, — продолжил Игорь Николаевич, — и авторы сегодняшнего эксперимента под флагом повышения качества образования предлагают, вернее, насаждают выплачивать зарплату учителю по количеству учащихся, не предусматривая требований по сохранению специалистов-воспитателей. В итоге школы, борясь за выполнение графика повышения зарплаты учителя – именно по нему оценивают эффективность эксперимента, вынуждены сокращать вожатых, социальных педагогов. В 14 школах Томского района сокращены 70 человек, и это только начало…

Чернышев заявил, что считает вредным в одночасье вводить во всех школах новую систему оплаты труда, «не обкатав ее в полном цикле на 20-30 разнотипных образовательных учреждениях»:

— И только после этого предложить остальным присоединиться, а не навязывать!

Департамент ответит

Через какое-то время начальник департамента образования Леонид Глок вышел на трибуну представлять некий проходной законопроект по образованию.

— Чем занимается ваш департамент, проводя линию по реформе оплаты труда в школах? Дума же завалена обращениями учителей! – продолжил начатую Чернышевым тему спикер Борис Мальцев.

— С 1 сентября мы отрабатываем модель отраслевой системы оплаты труда. Переход на нее – с 1 января 2009 года, — отвечал Глок. — У нас работает согласительная комиссия…

— Почему все внедряется таким образом, что коллективы на ушах стоят? – настаивал Мальцев. — Вводится новая система оплаты труда – ну и работаете так, чтобы люди были счастливы. Ведь все делается для улучшения качества образования и повышения оплаты труда учителей?

— Мы не сокращаем никого: сокращает директор школы, перед которым поставлена задача привести в соответствие численность основного персонала и вспомогательного, — ответил Глок. — Если в школе 7-8 замов директора, 20 техничек на 20 учителей, возникает вопрос — насколько эффективно директор расставляет кадры? Если только 50 процентов фонда оплаты труда идет на учителей…

— Еще год назад этот вопрос контролировал ваш департамент — вы создали эту систему, — парировал Мальцев.

— Это право директора и учредителя – муниципалитетов. В 1993-м году мэр Томска…

— Там виноват муниципалитет, здесь – Чернышев… Считаю, Леониду Эдуардовичу надо идти в школы и убеждать учителей — департамент отвечает и за отношения с Думой, и муниципальными властями, и со школами, — закончил дискуссию Борис Мальцев.

На традиционной пресс-конференции спикер добавил:

— Сегодня директорам школ очень большие права дали, и это опасно. Сейчас огромное значение будут иметь честность, совесть и порядочность директора, а также честность и порядочность людей, входящих в общественный совет школы – как он будет работать с директором. Вообще, мы отправляем громадную массу учителей и 140 тысяч детей в очень серьезную операцию. И возглавлять ее, еще раз подчеркну, должен руководитель профильного департамента обладминистрации.

Во время всей дискуссии остро чувствовалось: многие депутаты хорошо помнят о неоднозначных, мягко говоря, результатах пилотного проекта в здравоохранении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − девять =