Использовать возможности, которые дает кризис

На прошлой неделе «ТН» провели «круглый стол» с участием трех депутатов Думы города Томска, членов думской фракции «Единая Россия». Свое понимание ситуации и вариантов ее развития, а также советы читателям дали первый заместитель генерального директора ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» Тимур Хисматуллин, генеральный директор ООО «Горсети» Владимир Резников, директор инкубатора инновационных технологий «Аккорд» Игорь Соколовский.

Грани кризиса

Игорь Соколовский: — На мой взгляд, кризис, о котором так много говорят, малый и средний бизнес на себе еще не очень почувствовали. Предприниматели, с которыми я разговаривал, говорят, что нормально работают. По торговле, например, — да, снизился спрос на дорогие товары, по всему остальному прежние продажи. Но при этом продвинутые руководители начинают заниматься оптимизацией процессов внутри компаний – управленческих, технологических, кадровых.

Тимур Хисматуллин: — Я представляю среднюю компанию. (По российским меркам наш холдинг – средняя компания, по томским – крупная.) Все смежные со строительством отрасли (производители цемента, металла, угля и т.д.) уже почувствовали последствия мирового кризиса. И падение в этих отраслях ожидается значительное.

Мы также чувствуем на себе некоторые последствия, хотя не столь сильно благодаря специфике холдинга: все понимают, что от еды человек отказывается в последнюю очередь. Наметилась тенденция отказа от так называемого среднего сегмента товаров: с сокращением доходов среднего класса вымывается и потребление в среднем ценовом сегменте. И торговые сети прогнозируют в следующем году снижение оборота около 30 процентов как раз в этом сегменте (премиум останется, эконом увеличится). Поэтому ритейлеры сейчас меняют ассортиментную матрицу – какие-то товары уйдут с полок. И мы, в свою очередь, уже начинаем пересматривать ассортимент: товарная линейка будет существенно меняться.

Еще мы не так сильно почувствовали кризис, так как работаем с крупными банками: основные кредитные портфели у нас находятся во Внешторгбанке, Газпромбанке и Сбербанке.

В ближайшее время, как минимум, мы никого сокращать не намерены (к тому же это очень трудно из-за сельскохозяйственной специфики непрерывного производства). Как максимум — будем завершать начатые проекты: реконструкцию мясокомбината № 5, строительство крупного свинокомплекса на Урале. А вот по проектам, находящимся на стадии проектно-сметной документации, мы приняли решение пока отложить их реализацию.

Владимир Резников: — Этот кризис, наверное, был неминуем. Потому что с бардаком, не побоюсь так сказать, надо было кончать. Например, в жилищном строительстве. На мой взгляд, большинство компаний настроили откровенные пирамиды: еще сваи под дом не забили, а уже все «квартиры в доме» проданы! Как можно работать на рынке, если у 80 процентов компаний только кредитные деньги и ничего больше?!

Тимур Хисматуллин: — Отчасти согласен. Многие строители действительно заигрались и выстроили некие пирамиды. Но что касается среднего и крупного бизнеса – он в принципе невозможен без банковских кредитов. Поэтому этот бизнес в первую очередь и почувствовал последствия кризиса. В штатной ситуации среднему, крупному предприятию иметь кредитный портфель в пределах 2-3-летней прибыли нормально, это позволяет развиваться не наравне с рынком – по 5-10 процентов в год, а на 30-50 процентов. Но, когда произошел кризис, предприятия, которые вели такую агрессивную политику (многие порой даже рисковую — за счет краткосрочных кредитов финансировали долгосрочные проекты), лишились такой возможности. И сейчас происходит так называемое очищение рынка от таких агрессивных игроков.

— Первый заместитель губернатора Оксана Козловская на собрании областной Думы сказала, что область уже недополучила существенную часть налога на прибыль предприятий…

Владимир Резников: — Да, какая-то нагрузка на предприятия появилась – вовремя не получили кредиты и т.д. Но, думаю, уже видна попытка ряда компаний воспользоваться моментом и всю эту нагрузку положить на плечи людей – неоплачиваемые отпуска, заморозка премиальных, задержки зарплат. И все это вроде как легитимным становится – мол, кризис же. Думаю, и областная, и городская власть в первую очередь должны не допустить никакого спада по зарплате!

Далеко до дна?

Тимур Хисматуллин: — По оптимистическому прогнозу, почувствуем дно весной, по пессимистическому – в конце 2009 года. Очень многое зависит от действий нового президента США, а они проявятся не раньше весны: как сказал один американский экономист, если Штаты чихают — во всем мире насморк. США сегодня не чихают, а больны пневмонией. Очень много зависит от решений федеральной российской власти, а отчасти – областной и городской властей.

Один пример. Мы сейчас видим, что в торговле все нормально, по некоторым сферам (в основном технические товары) даже идет рост продаж. Объяснение этому следующее: на фоне слухов о девальвации рубля люди избавляются от наличности. Планировал человек купить новую машину через год — пытается всеми правдами-неправдами сделать это сегодня. Но вслед за кратковременным всплеском однозначно будет падение покупательской активности: пусть не на 30 пессимистических процентов, но на 15-20. Люди начнут копить «жирок», да и сокращение штатов мы видим.

— В какой части развитие событий зависит от местной власти?

— Если областная власть почувствовала сокращение налога на прибыль, то городская – сокращение подоходного налога (НДФЛ). Подозреваю, мы наблюдаем уход малого бизнеса в «тень». Самый простой способ экономии – на инвестициях и налогах. Крупный и средний бизнес не может себе позволить экономить на налогах – на виду. А малый, по-видимому, уже это делает. При этом основные доходы городского бюджета – налог на имущество, на землю и НДФЛ. И в этом плане очень важна программа по легализации доходов, которую приняла Дума города Томска. Необходимо усилить работу и межведомственной комиссии по выявлению прецедентов увода зарплаты в «тень».

Игорь Соколовский: — Не согласился бы, что малый бизнес самый незаконопослушный…

Тимур Хисматуллин: — Он самый оперативный.

Игорь Соколовский: — Возможно, там начались какие-то неплатежи.

Тимур Хисматуллин: — Кстати, может быть, что возникли проблемы с расчетами. Если так – начисления пройдут, и деньги будут позже. Предприниматели на самом деле смотрят, что в первую очередь заплатить – зарплату или налоги? И выбирают зарплату.

— В продолжение темы расчетов. Вот Владимир Тихонович говорит: пусть, мол, чрезмерно рисковые терпят убытки – так им и надо. Но они же встроены в цепочки с другими: говорят, уже начинаются суррогаты – бартерные сделки, векселя?

Владимир Резников: — Да, такие попытки есть. И нельзя, чтобы они увенчались успехом. Проходили мы это уже в 1998-м. Вернемся? Запустим векселя, рассчитаемся ими, допустим, за энергоресурсы, дальше начнутся дисконты, и покатилось – упадут налоги, возникнет задержка зарплат… И еще одно нельзя допустить: если мы толкнем энергетику – завтра неминуемы отключения. Поэтому городские депутаты приняли решение: зарплата и затраты на обеспечение жизнедеятельности города – это первоочередные, защищенные статьи бюджета на 2009 год.

Тимур Хисматуллин: — Попытки перехода на бартерные схемы есть. Особенно в строительной и смежных отраслях. И процент таких сделок растет, потому что на самом деле денег нет. В нашей отрасли – только деньги. Но мы сталкиваемся с задержками платежей со стороны торговых сетей: ритейлерам, расплачиваясь за свой бурный рост последних лет, приходится гасить кредиты, и они задерживают оплату производителям. Мы, в свою очередь, задерживаем оплату за зерно, и так далее идет по цепочке. Поэтому государство и приняло решение (может, непопулярное) поддержать ритейлеров. Это приведет к расшивке неплатежей. И укрупнению компаний — произойдет смена собственников.

Помощь – кому?

— Плавно перетекли к проблемам государственной помощи. Вот «многие строительные компании заигрались», и теперь власть…

Тимур Хисматуллин: — Власть вынуждена опосредованно поддерживать и такие предприятия: за ними тысячи дольщиков, и нельзя допустить банкротство этих предприятий. Да, это, может быть, в интересах очищения экономики в целом, но сегодня нельзя допустить. Поэтому федеральное правительство выделяет деньги на покупку квартир очередникам, а область и город принимают решения о субсидировании процентной ставки по ипотеке, привлекают строителей на ремонт жилья, дорог, дают подряды на строительство бюджетных объектов. И это надо продолжать. Гордума сейчас принимает льготный коэффициент по аренде земли для строителей. Областной власти, может, стоит подумать об отсрочке по уплате налога на прибыль. Эти меры могут быть немного запоздалыми, но они должны выстрелить….

— В недавнем заявлении РСПП говорится, что вмешательство государства нарушает рыночное равновесие, искажает…

— Сейчас у государства есть соблазн скупить многие компании, легко и мягко провести их национализацию – сегодня рыночные цены на них мизерные, в 3-4 раза меньше фундаментальных показателей этих предприятий. Но государство этого не делает: покупает эти активы бизнес, залезая в долги перед государством. То есть государство, надо отдать ему должное, использует все же рыночные механизмы.

Владимир Резников: — Государство дает деньги под 4 процента, а на предприятия они попадают по 22 – кто-то наварится?..

Тимур Хисматуллин: — Еще банки сейчас хотят заработать на курсах валют. И ЦБ РФ это отметил: на деньги, которые государство дает, чтобы они дошли до реального сектора экономики, банки просто покупают валюту. То есть играют против рубля – на обесценивание. Это может до плохого довести, и государство в лице ЦБ и правоохранительных органов уже ведет «разъяснительную работу».

— Раньше кризис был регулятором, отделял эффективных от неэффективных, прокалывал «мыльные пузыри». Сегодня от США до России госденьги идут на выкуп проблемных активов – всем под одну гребенку. Раньше такого не было.

Владимир Резников: — Всем? Избранным!

Тимур Хисматуллин: — Вы правильно вопрос задали – мир разуверился в невидимой руке рынка. Америка пришла к тому, что надо создавать спецкомиссии при ФРС, у нас деньги распределяются в ручном режиме, президент Франции сказал — надо искать альтернативу МВФ. И так далее. Потому что привычные механизмы не сработали. Такого масштабного кризиса еще не было. Великая депрессия – в отдельно взятой Америке, сейчас — везде. Никто не знает, как поступать, поэтому управление идет в ручном режиме. И где-то кого-то на самом деле обижают. Наш холдинг включили в список стратегических компаний как один из крупных сельхозпроизводителей: надеемся получить через это финансирование. А может, и не будет его. Но нужно использовать все ресурсы. Поэтому призыв к томскому бизнесу – приходите в городскую Думу, обращайтесь к областной власти… При этом президент в своем послании процитировал американского экономиста с русскими корнями (Леонтьев), что есть глобальный компьютер, но и он может дать сбой. То есть вера в свободный рынок заявлена. Но с неким государственным контролем.

Игорь Соколовский: — На мой взгляд, томские предприниматели до сих пор не очень эффективно пользуются помощью, которую может предоставить городская власть. В гордуме создана серьезная инфраструктура – комитет по науке, вузам и инновациям, комитет по экономике и развитию предпринимательства, совместно с мэрией — координационный совет по малому бизнесу, есть целевые программы с финансированием, но предприниматели не активны, сами не инициировали ни одной встречи.

Владимир Резников: — Современный рабочий класс надо сохранить! Помните, 5-6 месяцев назад все начали кричать: мол, исчез квалифицированный рабочий – токари, электрики и т.д. Если сейчас власть и бизнес не поддержат их, угробим рабочий класс! Тогда завтра некому будет работать. Турки приедут АЭС строить. И все остальное.

 

Бюджет

— С бюджетом города пока непонятно?

Владимир Резников: — Работа согласительной комиссии по областному бюджету отложена, мы их ждем. По прогнозу, субвенция из областного бюджета Томску сократится на 220 миллионов.

Тимур Хисматуллин: — На фоне общей суммы около 8 миллиардов рублей цифра небольшая, но придется что-то резать. Возможно, по живому. Но падения в разы не будет, и все социальные и первоочередные обязательства мы выполним. А вот другие расходы (оцениваются примерно в 800 миллионов) под вопросом. Например, гордума приняла решение все капстроительство прописать только одной строчкой и начинать финансировать тот или иной объект только по мере поступления налогов в бюджет. И, скорей всего, придется каждый месяц уточнять бюджет.

— Что муниципалитет еще может сделать в нынешних условиях?

Владимир Резников: — Чиновников сократить. Губернатор заявил сокращение расходов на 20 процентов, а город только на 10: 20 надо – без сожаления.

Тимур Хисматуллин: — Да, 10-15 процентов – это несущественно. Ведь, по сути, речь идет о людях, которые были взяты под развитие – под какие-то проекты.

Игорь Соколовский: — Я не против сокращений чиновников, но думаю, это не панацея от всех проблем. Очень важно определить, кто несет в бюджет основные доходы, и, не дожидаясь, когда этот бизнес придет к нам просить помощи, на опережение посмотреть, что мы можем сделать. И гордума уже этим занимается.

— Еще какие-то меры можете назвать?

Владимир Резников: — Мэра срочно избрать!

Тимур Хисматуллин: — Да, определенность необходима.

Игорь Соколовский: — Многие хорошие вещи не работают потому, что в администрации продолжается неразбериха. Чтобы навести кардинальный порядок, городу Томску нужен мэр.

Совет обычному человеку во время кризиса

Тимур Хисматуллин: — Сначала совет контролирующим органам – в пользу обычных граждан. В сельском хозяйстве рекордный урожай – 100 млн. тонн зерна. Быстро продать его за границу нет возможности – пропускная способность портов низкая, при этом производителям нужно срочно возвращать кредиты. В итоге цены на зерно упали вдвое по сравнению с прошлым годом. Вот ФАС занимается ценами на бензин (цена нефти снижается): надо в таком же ручном режиме работать с хлебокомбинатами по цене на хлеб.

Владимир Резников: — А по цене на колбасу?

Тимур Хисматуллин: — 60 процентов наших затрат – комбикорм. У нас ежегодно в декабре, перед новым годом, было сезонное повышение цен. Сегодня мы уже сказали – до нового года повышения не будет. Конкуренция ужесточается, и такие предприятия, как наше, будут бороться за клиента – разные акции, скидки.

Игорь Соколовский: — Вот и совет обычным гражданам — использовать возможности, которые вам дает кризис. Вот я покупал мешок цемента месяц назад за 550 рублей, а сейчас — за 250. И так по многим товарам. Разумеется, если они вам нужны – нет никакого смысла запасать соль и спички.

Владимир Резников: — И нет смысла бежать забирать деньги из банка, чтобы их на что-то ненужное потратить. Вклады до 700 тысяч рублей полностью защищены государством.

Тимур Хисматуллин: — Согласен. А тем, у кого денег побольше, посоветовал бы дожимать по цене строительные компании – торговаться, покупая только готовое жилье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =