Бизнесу не уйти от тарифа

Бизнес не смог уговорить власть снизить темпы повышения тарифов естественных монополий. У гигантов тоже кризис, объяснило государство, им нужно финансировать инвестпроекты. Неубедительно, считают эксперты: во-первых, проекты уже никому не нужны, а во-вторых, все равно они не будут исполнены.

Главной темой заседания правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в прошедшую пятницу стали тарифы естественных монополий. Предприятия, оставшись в условиях кризиса без кредитов и покупателей, боятся, что выросшие после нового года тарифы добьют их окончательно. Они уже сворачивают инвестиционные программы, сокращают выпуск продукции, урезают зарплаты и штат. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), объемы промышленного производства падают по сравнению с октябрем 2007 года уже на 0,8%.

С устранением сезонного фактора октябрьский объем производства уменьшился по сравнению с сентябрем на 2,2%, отмечают эксперты ЦМАКП. Оценки бизнесменов еще хуже. «Падение производства и продаж на 40% – самое мягкое, о чем приходится слышать. Многие говорят о падении оборота в 4–6 раз», – вздыхает член исполнительного комитета «Деловой России» Юрий Никонов.

Но на тарифную политику монополий бедственное положение их потребителей никак не влияет. Правительство еще в мае, на последнем заседании под руководством Виктора Зубкова, решило, что в 2009 году газ для предприятий подорожает на 19,6%, электроэнергия – на 19%, железнодорожные грузовые перевозки – на 17–18,7%.

С возникновением кризисной ситуации цифры в меньшую сторону не пересмотрели.

«У естественных монополий большие программы собственного развития. Если они тарифы не повышают, у них встанут тогда эти программы», – объяснил недавно премьер-министр Владимир Путин.

РСПП надеялся на компромисс. Глава союза Александр Шохин предложил, например, оставить из инвестпроектов монополий только самые нужные. Другой вариант – сделать исключение хотя бы для нескольких отраслей реального сектора. С этим согласны даже сами монополии. «ФСТ может вводить исключительный тариф в особенных случаях, – одобрил предложение президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Например, для перевозки грузов в направлении приоритетного строительного проекта может быть принято решение об исключительном тарифе».

Но пока власть не готова и на это. «При планировании действий на следующий год нужно ориентироваться на те решения, которые были приняты ранее», – закрыл дискуссию помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович.

Впрочем, бизнес считает, что решение о пересмотре тарифов принимать все равно придется, когда экономика зайдет в окончательный тупик. «Думаю, правительство может вернуться к рассмотрению этого вопроса в начале следующего года», – сказал исполнительный директор ТНК-ВР по газовым проектам Виктор Вексельберг.

Эксперты разделяют тревоги бизнеса. «Мы добавляем мощнейший фактор угнетающего воздействия на развитие экономики, – комментирует планы правительства по повышению тарифов директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – В нормальных рыночных условиях цены в такой ситуации должны снижаться». У металлургов, приводит он пример, мировые цены упали, а тарифы добавят издержек, что не позволит сохранить даже минимальную рентабельность.

Помимо этого бизнес пугает бессистемность экономической политики, когда одной рукой государство забирает деньги, а другой дает поощрения, например налоговые. «Очень бы хотелось, чтобы тот, кто выбирает стратегию, объяснял, почему он это делает и какого эффекта хочет добиться», – говорит Николаев.

К тому же необходимость большинства проектов, запланированных в совсем другой ситуации, сейчас сомнительна. «Когда был рост, было действительно необходимо расшивать узкие места, например, с подключением к энергомощностям. Но теперь спад. Тех возможностей, которые есть сейчас, вполне достаточно для удовлетворения потребностей субъектов экономики», – подчеркивает Николаев.

При этом эксперт считает, что те цели, для которых экономика несет такую жертву, все равно не будут достигнуты: «Тарифы поднимут, а инвестиционные проекты все равно не будут выполнены. Насколько мне известно, взявшие на себя обязательства инвесторы уже просят освободить их».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + восемнадцать =