Какова роль этих учреждений в решении задач государственной важности?
Четверть века назад, в ноябре 1983 года, в Томске был открыт первый в регионе Сибири и Дальнего Востока кардиологический диспансер. Руководство облздрава понимало: без этого учреждения система кардиологической помощи населению недостаточно эффективна. Высокий уровень заболеваемости и смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) диктовал острую потребность в совершенствовании системы лечения, реабилитации и диспансерного наблюдения больных с данной патологией.
За 25 лет российская система здравоохранения претерпела и качественные, и организационные изменения. Появились высокотехнологичные виды медицинской помощи, позволяющие справляться с сердечными катастрофами, а также диагностическое оборудование и методы лабораторной диагностики, помогающие выявлять и безошибочно дифференцировать не только патологию, но и ее предикторы.
И лишь одно остается неизменным — роль кардиологического диспансера как медицинского учреждения, которое имеет возможность вести квалифицированное наблюдение пациентов с высокой степенью риска осложнений ССЗ и тех, кто такие осложнения уже перенес.
На примере работы Томского кардиологического диспансера этот тезис подтверждается со стопроцентной точностью. Однако сегодня в России кардиологические диспансеры есть лишь в четверти субъектов Федерации.
Эффективность бюджетных трат
На недавнем съезде кардиологов Сибири в Красноярске ученые и врачи обсуждали, как здравоохранение регионов Сибири и страны в целом справляется с высоким уровнем ССЗ и какие меры принимаются, чтобы снизить смертность трудоспособного населения от данной патологии.
Одной из проблем, по мнению участников форума, является отсутствие в ряде субъектов РФ кардиодиспансеров с официально закрепленными функциями по координации помощи кардиологическим больным.
— Эта проблема проступает особенно ярко на фоне того, что центральные районные больницы, межрайонные диагностические центры и амбулатории плохо оснащены оборудованием для своевременного выявления сердечно-сосудистой патологии. А кардиологи поликлиник и стационаров не справляются с огромной нагрузкой, которая при этом еще и не соответствует оплате их труда. Есть проблемы и с усовершенствованием специалистов по отдельным профилям кардиологии, — прозвучало в докладе главного внештатного кардиолога СФО, директора Томского НИИ кардиологии СО РАМН, академика РАМН Ростислава Карпова.
Можно ли говорить о доступности первичной медицинской помощи для людей с сердечно-сосудистой патологией, да еще перенесших инфаркт и требующих постоянного наблюдения врача? Увы, нельзя. Жесткие финансовые рамки системы льготного лекарственного обеспечения, очереди к участковому врачу приводят к снижению качества медицинской помощи, а зачастую и прерыванию пациентами терапии.
По мнению Ростислава Карпова, государство оказалось в ситуации, когда немалые средства, направленные бюджетом на оказание дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи больным с острым инфарктом, острым коронарным синдромом и жизнеугрожающими аритмиями оказываются попросту выброшены на ветер. И все из-за того, что после выписки из стационара больной лишен возможности получать своевременную и качественную первичную медицинскую помощь, проходить полноценное диспансерное наблюдение.
Значимость первичного звена
— Ожидаемое снижение смертности от ССЗ в большей степени зависит от реализации программ здравоохранения на уровне первичного звена и кардиодиспансеров, нежели от высокоспециализированной медицинской помощи, — считает академик Карпов.
Высокозатратная хирургическая помощь при всей ее бесспорной значимости решает проблемы сравнительно небольшой части людей, страдающих ССЗ. Остальным необходима помощь на уровне поликлиник и диспансеров, причем не только лечебная, но в большей степени профилактическая.
— Бюджет России в принципе никогда не осилит программу тотального стентирования и катетерной аблации, если не заниматься профилактикой на индивидуальном и популяционном уровнях, не решать вопросы своевременного выявления ССЗ и диспансерного наблюдения данной категории пациентов, — убежден директор Томского НИИ кардиологии.
В свое время под руководством академика Евгения Чазова была сформирована модель кардиологической службы Советского Союза, согласно которой основным организующим звеном были именно областные кардиодиспансеры. Они являлись организационно-методическими центрами и оказывали в этом плане помощь кардиологическим отделениям стационаров, кардиологам поликлиник, участковым врачам. Сами диспансеры тесно сотрудничали с НИИ кардиологии. И в тех регионах, где такие институты есть, диспансеры создавались на их базе, чтобы не дублировать областную и муниципальную лечебную сеть. Именно по этому принципу Томский кардиологический диспансер с консультативным, амбулаторным и стационарным отделениями был организован на базе НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН.
- В числе ведущих кардиологов России академик РАМН Ростислав Карпов входит в состав рабочей группы по подготовке нового приказа Минздравсоцразвития РФ о мерах по совершенствованию кардиологической помощи и предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний. Предыдущий приказ был разработан 30 лет назад. Сегодня требуются новые подходы с учетом положительных наработок предшествующих лет. — Главные направления — создание межрегиональных и межмуниципальных кардиологических центров, где будут сконцентрированы силы кардиологов амбулаторного и стационарного уровня, а также увеличение количества кардиодиспансеров. В этом документе будут прописаны задачи кардиолога поликлиники, врачей диспансера, отделения неотложной кардиологии стационара и определены пути взаимодействия терапевтов и кардиологов для выявления лиц с высоким риском развития инсульта, инфаркта, других ССЗ, — поясняет Ростислав Карпов.
Они были первыми
Примером правильной организации медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистой патологией может служить Томский кардиологический диспансер. Первым его руководителем была заслуженный врач РСФСР, к.м.н. Нина Плотникова. Именно по ее инициативе при поддержке директора Томского научного центра Анатолия Потапова и тогда его заместителя по науке Ростислава Карпова была разработана модель кардиологического диспансера. Данная модель послужила основой для создания аналогичных лечебно-консультативных учреждений в других городах Сибири (Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Красноярск).
По заданию Госкомитета по науке и технике СССР томские ученые создали также модель мобильного автоматизированного кардиологического диспансера. Эта идея была реализована во многих регионах. В самой Томской области появился плавучий консультативно-диагностический комплекс на борту специально реконструированного теплохода. В Кемерово — на базе автобуса, в Новосибирске и Красноярске сформировали поезда «Здоровье».
Причем тогда же была разработана организационная система, которая обеспечивала преемственность и непрерывность круглогодичного динамического наблюдения диспансерных пациентов совместными усилиями мобильных кардиодиспансеров и органов здравоохранения на местах. В ряде регионов передвижные консультативные поликлиники работают до сих пор, обеспечивая доступность квалифицированной медицинской помощи жителям отдаленных районов.