Не дрова везут: Как города-соседи решили транспортный вопрос

Ежедневно на улицы Барнаула выходит около 330 автобусов и 430 маршруток. В Кемерове открывают новые троллейбусные линии. А в Новосибирске в 2009 году на электронную оплату проезда переведут весь наземный транспорт. Томск за последние пять лет погрузился в настоящий пассажирский транс. По какому пути повезли горожан соседи?

Частный случай

– В Барнауле никогда не были довольны тарифами, – рассуждает председатель правления Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерий Леонов.

Леонов – гендиректор одного из четырех крупнейших в городе автопредприятий — фирмы «Евробус». В его парке – импортные автобусы большой вместимости. На таких здесь работает большинство перевозчиков. Всего их около сотни.

– Четыре крупных – это те, кто имеет собственную производственную базу: гаражи, ремонтные цеха… Все, как положено по ГОСТу, – вводит в курс дела Валерий Леонов. – Есть мелкие перевозчики, у которых таких технических условий нет. В Барнауле работают и предприниматели, которые занимаются перевозками на автобусах малой вместимости – китайского производства, марок «Газель», Ford. Среди них также есть крупные, со своими базами, и мелкие, которые баз не имеют.

С корабля на балл

Транспортная сеть Барнаула – это 115 маршрутов. Из них 15 приходится на электротранспорт (ежедневно на линию выходит около 170 трамваев и 40 троллейбусов), по остальным работают частные автобусы и маршрутки. Муниципальных автотранспортных предприятий в городе нет – последнее обанкротилось в 2006-м.

Получить право работать на том или ином маршруте барнаульский частник может только по конкурсу. В разработанном местной мэрией положении более 10 пунктов, по которому оценивают перевозчика, за каждый начисляют баллы.

– Если есть ремонтная база, если обновляется автопарк, если соблюдаются правила техники безопасности, шансов выиграть конкурс больше, – рассказывает заместитель председателя комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации Барнаула Олег Юдин. – Также учитывается, проведена ли на предприятии сертификация рабочих мест, есть ли медицинский кабинет, собственный штат механиков. Оценивается и репутация перевозчика – сколько нарушений по линии ГИБДД, РТИ, есть ли жалобы от пассажиров. Договор заключается на период между конкурсами.

– Организацией пассажирских перевозок барнаульцы удовлетворены на 100%. Транспортной проблемы в городе нет, – уверен Валерий Леонов. – Сеть очень мощная, охвачены все районы. Только вот тарифами мы никогда не были довольны. Всегда городская администрация их удерживала…

Счетные машины

По словам Леонова, особенно больно удержанные тарифы ударили по перевозчикам в конце лета, когда произошел скачок цен на бензин. Многие предприниматели работали «в ноль».

– Нынешние тарифы можно считать экономически обоснованными, хотя некоторые предприятия все-таки закрывают год с убытками, – добавляет Валерий Леонов.

– Вопросы о повышении тарифов возникают периодически, – соглашается Олег Юдин. – Что такое тариф? Это затраты перевозчика, разделенные на количество перевезенных пассажиров. Однако стандартная схема подсчета пассажиропотока по билетам недостаточно эффективна. В этом году на деньги из городского бюджета мы закупили оборудование, которое автоматически изучает пассажиропоток.

Автоматы установили в двух больших автобусах, одном средней вместимости и на трех единицах электротранспорта. Специальная система учитывает каждого человека, который вошел в салон. Во время испытания оборудования, например, выяснилось, что автобус 25-го маршрута (один из самых длинных в Барнауле. – Прим. авт.) в период с 15.00 до 23.30 перевез 800 пассажиров. Такие расчеты будут по каждому маршруту и по разному времени – в часы пик, в выходные дни.

– Это позволит установить более четкий и объективный контроль над тарифами, а также поможет при необходимости скорректировать расписание, – поясняет Олег Юдин.

Социальная обязаловка

Как и у Томска, одна из особенностей транспортной схемы Барнаула – это то, что в муниципальное образование входит несколько поселков. Автобусные маршруты туда были проложены давно, они длиннее обычных городских, но с меньшим пассажиропотоком. Работать на них перевозчики отказывались – нерентабельно.

– Эти маршруты – всего около 20 – были определены как социальные и переданы частному предприятию «Барнаулпассажиртранс», – говорит Олег Юдин.

С «Барнаулпассажиртрансом» у местной власти особые отношения – скрепленные соглашением. Это предприятие – «дочка» представительства компании «Русские автобусы» – первым в Барнауле начало обновлять автобусный парк, причем без какой-либо финансовой поддержки из городской казны. Взамен на льготных условиях получило в аренду базу последнего ликвидированного ПАТП. Правда, маршруты ему достались не самые лакомые – социальные…

– Мы заранее разработали порядок субсидирования и за каждый рейс, учитывая убытки, выплачиваем дотации, – объясняет Олег Юдин. – Вообще, мы всегда находили общий язык с частными перевозчиками. К примеру, Барнаул – один из немногих городов России, где в свое время частники возили пенсионеров бесплатно…

Троллейбус, который идет…

В Кемерове по сибирским меркам настоящая транспортная аномалия. Доля городского электротранспорта в городских пассажирских перевозках превышает 50 процентов. На фоне регулярного пополнения парков (в том числе и автопарка – только в 2008-м по губернаторской программе «Транспорт» на улицах столицы Кузбасса появилось 20 новых автобусов-«гармошек») открытие новых троллейбусных линий выглядит особенно фантастично.

Последний подарок кемеровчанам местные власти преподнесли ко Дню города. 12 июня 2008-го открылся новый троллейбусный маршрут № 15. Его протяженность 4 км, интервалы движения – 15 минут, начинает ходить около 06.00 и заканчивает около полуночи…

Немногим раньше, осенью 2007-го, в Кемерове презентовали еще несколько троллейбусных маршрутов – либо совсем новых, либо продленных старых. Один из них получил название «Дорога – молодым». Пятикилометровая троллейбусная линия пролегла в Ленинском районе, где расположены четыре крупных университета и студенческие общежития. С помощью троллейбусов удалось разгрузить имеющиеся в этом районе маршруты. На строительство линии администрация Кемерова выделила 47 млн руб., еще 50 млн дала область.

Электронный проезд

В Новосибирске несколько лет назад начали внедрять электронную систему оплаты проезда. В автобусах, троллейбусах и трамваях можно купить билет, рассчитавшись специальной пластиковой картой. Для всех видов транспорта она едина, сегодня такой системой оборудован весь муниципальный транспорт и 8 маршрутов коммерческих перевозчиков. Однако уже в 2009-м, говорят в новосибирской мэрии, на электронную оплату перейдет абсолютно весь наземный транспорт. Пассажиры-де по достоинству оценили удобство новой системы. В Томске, к слову, о внедрении единой транспортной карты несколько лет назад тоже говорили…

 

По программе замены подвижного состава на транспортные средства большой вместимости в последние годы в Новосибирск поставлено 155 автобусов МАЗ, на городские маршруты с малым пассажиропотоком поставлено 6 автобусов средней вместимости корейского производства. В 2007 году приобретено 23 новых троллейбуса и 4 трамвая.

 

Чтобы повысить точность соблюдения расписания и регулярность движения автобусов, троллейбусов и трамваев, в Новосибирске и Кемерове внедряют новую навигационную систему АСУ «Навигация». В ближайшее время новосибирская мэрия планирует установить специальные маячки на всем муниципальном транспорте.

 

Модернизацию старых трамвайных вагонов и капитально-восстановительный ремонт начала Кемеровская электротранспортная компания два года назад. За это время удалось на 30% обновить предельно изношенный трамвайный парк и освоить сборку трамваев из заводских вагонокомплектов.

 

В 2008 году на улицы Новосибирска вышли 12 модернизированных трамвайных вагонов. На местном транспортном предприятии освоили новую технологию, которая предполагает полное переоборудование кузова, изменение его дизайна, а также замену системы управления. Срок службы трамваев увеличивается до 10 лет. Стоимость полного технического обновления вагона – 2,2 млн руб., цена нового – около 8 млн.

 

Сколько стоит проезд в городах-соседях

 

Город Троллейбус, трамвай Автобус Маршрутка Метро
Барнаул 8 10 13
Новосибирск 9 14-16* 15-20 12
Кемерово 8 8 13

*Коммерческий автобус.

 

Кстати

Программу развития электротранспорта в Томске приняла городская Дума три года назад.

– Для начала необходимо было реанимировать работу ТТУ, и отчасти эта задача уже выполнена: прошло серьезное обновление парка, стабилизация коллектива. Вторая важная задача – создать в городе конкурентную среду, чтобы и муниципальный, и частный транспорт могли нормально развиваться, – говорит председатель комитета по транспорту Думы г. Томска Махир Рустамов.

По программе модернизации ТТУ в 2007 году Томск приобрел 12 новых троллейбусов и 4 новых трамвая. В 2008 году по лизинговой схеме были куплены еще 19 троллейбусов и 10 трамваев, которые уже вышли на линию.

В ноябре и.о. мэра Томска Николай Николайчук объявил о решении создать на базе ТТУ новое предприятие «Гортранс». Планируется, что «Гортранс» начнет работать в 2009 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 4 =