На прошлой неделе в Зырянской ЦРБ должны были закрыться кабинеты фтизиатра, психиатра и дерматовенеролога: комитет по лицензированию Томской области отказал этому учреждению в лицензии на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе первичной) по этим направлениям.
Администрация больницы теперь не может привлекать к оказанию помощи дерматовенеролога с 14-летним стажем, перспективного молодого психиатра и фтизиатра – финалистку конкурса «Человек года» в номинации «Врач года». Соответственно, зырянцам с заболеваниями вышеперечисленных направлений теперь придется ездить на консультации и лечение в областные диспансеры.
И это только начало. Следом за Зырянской ЦРБ в том же положении окажутся и остальные муниципальные учреждения – Каргасокская, Первомайская и так далее – в порядке продления лицензий. Точнее – не продления.
И, кстати, детская хирургия также относится к специализированным видам помощи. У нас же в области главной по этой части является муниципальная 4-я детская на ул. О. Кошевого…
Не обратили внимания
В соответствии с основами законодательства по охране здоровья оказывать специализированную медицинскую помощь имеют право только учреждения областного подчинения, но не муниципального. Закон действует с 1994 года, но подзаконных актов не было долгое время — что именно считать помощью специализированной, а что нет, медики толком не знали.
— Онкология, наркология, фтизиатрия и дерматовенерология были обозначены как специализированные виды помощи в приказе министра здравоохранения № 633 в октябре 2005 года. Но на него тогда почему-то внимания никто не обратил, — пояснил «ТН» руководитель Управления Росздравнадзора по Томской области Михаил Чиняев. – В мае 2007-го 323-й приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка организации медицинской помощи» расставил точки над i: при лицензировании руководствоваться приказом от 2005 года. То есть фактически эти требования стали предъявляться уже полтора года назад, но лицензирующие органы, выдавая лицензии ЛПУ, просто шли им навстречу…
Затем, 31 октября 2008 года, в Минюсте зарегистрирован приказ министра здравоохранения № 418, который утвердил порядок организации контроля за лицензированием – это поручили Росздравнадзору.
— Обнаружив, что лицензии, выданные районным больницам, незаконны, мы обязаны проинформировать и прокуратуру, и центральный аппарат Росздравнадзора в Москве, и администрацию области. Поэтому комитет по лицензированию Томской области и принял такое решение относительно Зырянской ЦРБ, — поясняет Чиняев…
Разные интерпретации
— Да, специализированная помощь (фтизиатрия, наркология, онкология и дерматовенерология) является полномочием субъекта РФ, и для их реализации в Томске действуют диспансеры и клиники. Но для этих же направлений существует часть помощи, которая носит характер первичной: сопровождение пациентов, которым назначено лечение специализированным лечебным учреждением, — не согласен с позицией Росздравнадзора заместитель губернатора по социальной политике Сергей Ильиных, — Коллизия в том, что постановление правительства предполагает наличие в учреждениях первичного звена таких врачей, а приказ Министерства здравоохранения № 633 (спорный документ!) – нет. Лицензирующий орган решил, что в соответствии с этим приказом муниципальные ЛПУ иметь лицензии по данным специализациям не могут. Мы же считаем, что юридически лицензионный комитет не обязан брать в расчет этот приказ Минздрава: этот документ регламентирует нашу работу – организацию помощи на территории субъекта Федерации. То есть вопросы облздрава. А комитет должен лишь оценивать условия для оказания помощи в учреждениях.
Полгода назад областная администрация направила обращение в адрес министра здравоохранения, в котором доказывала: 633-й приказ препятствует организации ряда видов медпомощи в первичном звене, особенно в регионах с низкой плотностью населения и огромными расстояниями — для жителей удаленных пунктов эта помощь становится недоступной.
— Пришел ответ за подписью министра Голиковой: Татьяна Алексеевна согласилась, что при разработке приказа, возможно, не была учтена специфика территорий, — продолжает Ильиных. — Тем не менее сказано, что Минздрав никогда не разрешит оказывать специализированную помощь в первичных учреждениях здравоохранения… Но мы этого и не добиваемся! Просто у нас разные интерпретации. Росздравнадзор говорит: фтизиатр? Значит, помощь специализированная. А мы говорим: есть фтизиатр, оказывающий специализированную помощь в диспансере, а есть такой, который оказывает первичную помощь.
Хлопотно, но не затратно
— Только не надо обвинять лицензирующий орган: не выдали лицензию – сознательно рушат службы! Просто необходимо привести эти службы в соответствие с законодательством. Как именно реорганизовывать специализированную помощь в районах — решать власти и департаменту здравоохранения, — говорит Михаил Чиняев и предлагает несколько возможных вариантов: — Один из выходов — передача части полномочий по оказанию специализированной помощи от субъекта Федерации муниципалитету. Например, областная Дума решит доверить оказание наркологической помощи на территории Каргасокского района местной ЦРБ. Решение Думы определит, какие виды помощи субъект делегирует в район, и, соответственно, будет эту работу финансировать. Второй путь: областные учреждения (наркологический, онкологический, дерматовенерологический и туберкулезный диспансеры) лицензируют свои исполнительные адреса по тем районным больницам, где они предполагают эту помощь оказывать. Для этого районных онколога, фтизиатра, психонарколога и дерматовенеролога надо принять в штат соответствующего областного учреждения, там платить им зарплату, организовывать их работу, проводить переподготовку и принимать отчетность…
Действия эти, считает руководитель управления Росздравнадзора, не такие уж сложные и затратные, они предполагают некоторое перераспределение бюджетных потоков и перестройку структуры здравоохранения. Областная судебно-медицинская экспертиза уже давно перешла на такую систему работы и имеет в каждом районе «филиалы».
— В любом случае это надо решать. И немедленно, – уверен Михаил Чиняев.
И будут работать
— Делегировать полномочия по оказанию специализированной помощи можно только в специализированные учреждения, а никак не в муниципальные, — не согласен с названными вариантами реорганизации Сергей Ильиных. — Путь, устраивающий Росздравнадзор и Минздрав, но не устраивающий нас, – вбухать деньги в создание в каждом районе филиалов областных учреждений — ни в какие экономические ворота не лезет. Вариант второй: прекратить оказание этой помощи в районах и отправлять всех в Томск. Третий – найти легитимный способ разрешения коллизии.
Заместитель губернатора говорит: в ответе Татьяны Голиковой было еще одно важное положение — Минздрав внесет изменения в 633-й приказ, учитывающие особенности территорий:
— К сожалению, проработка таких вопросов — дело небыстрое. Нам надо как-то до этого времени прожить.
Сегодня «Белый дом» провел срочные консультации в прокуратуре, попросив интерпретировать все перечисленные документы. Работники областной прокуратуры обещали обратиться за разъяснениями в генеральную прокуратуру и федеральный Росздравнадзор.
— Если это не даст результата и все останутся на своих спорных позициях, мы обратимся в суд, — заявил «ТН» Сергей Ильиных и добавил: — По поводу Зырянки — лицензию получат; в районах содержались, содержатся и, гарантирую, будут содержаться ставки для врачей названных специальностей. Без них там просто нельзя… Кто сказал, что в 4-й детской больнице Томска оказывается именно специализированная хирургическая помощь? У нас в области таковой просто нет… Мы вообще не имеем выраженного специализированного здравоохранения для детства, по хирургии эту функцию вынужденно (не формально, а фактически) выполняет 4-я детская. Для меня тут вопроса не стоит – работали и будут работать.
Если не разрешить коллизию, специализированная помощь для жителей удаленных пунктов станет вовсе недоступной.
есть мнение
Не знаю, что делать
— Нам отказали в разрешении осуществлять амбулаторную, и в том числе первичную, помощь по нескольким направлениям, — сказала «ТН» Любовь Хрищенко, и.о. главврача Зырянской ЦРБ. — Мы ни в коем случае не претендуем на стационарное лечение, но в поликлинике эти специалисты очень нужны! Как без них проводить диспансеризацию? Кто будет выдавать жителям района справки для разрешений на оружие, для получения гражданства, для работы на пищевых производствах, если не будет психиатра, фтизиатра и дерматовенеролога?
Честно говоря, не знаю, что делать. Я должна закрыть эти кабинеты, но делать это категорически нельзя! У нас великолепный фтизиатрический кабинет (точнее, четыре помещения с отдельным входом – для ведения приема, забора мокроты, процедурный и для архива), доктор Елена Ильина – одна из лучших специалистов в области. Теперь это все порушить?