Подготовка к прошедшей войне

Партийная упаковка

Наивный человек может подумать, что выборы мэра Томска станут политическим состязанием партий – большинство местных партотделений («ЕдРо», «Яблоко», КПРФ, ЛДПР) заявили, что выдвинут (или собираются выдвинуть) своих кандидатов в мэры. Однако…

— Губернаторы в нашей стране перестали быть политическими фигурами. Это управленцы, хозяйственники, и таких людей реально не хватает, тем более что в стране кризис, – сказал недавно Никита Белых, бывший лидер СПС и один из несостоявшихся организаторов оппозиционного движения «Солидарность», после того как президент предложил его кандидатуру на пост губернатора Кировской области.

Думаю, не было бы преувеличения, если бы Белых далеко расширил обобщение – сегодня в стране фактически не осталось политики и политиков. И спроса на них нет – ни снизу, ни сверху. И не важно, что мэров избирают: тектонические изменения последних лет не могли не сказаться – выборы перестают быть политическим явлением. И сегодня рассматривать кандидатов на предмет партийности – все равно что лизать хлеб, завернутый в полиэтиленовую упаковку. Можно узнать только вкус полиэтилена. А он, думаю, не зависит от окраски.

Игровые роли

Здесь наблюдатели отсчет справедливо ведут от Николайчука. И это понятно: в обертке «ЕдРо» предлагается фактическое продолжение властной вертикали до уровня местного самоуправления — расширенное воспроизводство власти. «Выборы уже состоялись, осталось проголосовать», — в эфире «ТВ-2» напомнил Юсуб Галямов старый советский афоризм.

Впрочем, повторить зияющие высоты 1970-х не представляется возможным. Политическая упаковка сегодня гораздо разнообразнее (как и реалии жизни), и поэтому наполняется разноплановым содержанием. Например, всякого рода личностными амбициями (не надо бы участвовать, но хочется), обязательствами (не хочется, но надо) или же разного размера бизнес-интересами (и надо, и можется).

Вот недавно Анатолий Чубайс заявил: «Переход страны к демократии далек от завершения, в отличие от перехода к рынку». Лукавит или заблуждается Чубайс – не важно. Важно то, что цивилизованный рынок без этой самой демократии невозможен. Рынок – это не просто деньги – товар – деньги, а система механизмов конкуренции, которые обеспечиваются в том числе конкуренцией политической. (То, что у нас называется рынком, – это чуть больше чем монетизация советской распределительной системы.)

Так вот, если одни механизмы конкуренции не работают, то их замещают другие. Бизнесмены сие хорошо усвоили и давно научились торговлю конкретными бизнес-интересами упаковывать за маску высоких принципов. В нашем случае, например, некая группа засекреченных бизнесменов уже год активно консолидирует протестный электорат через «политический проект» под названием «Томская неделя».

Рабочее наполнение

Выборы последнего года проходили, по сути, под одним лозунгом – голосуй желудком. За правильно заполненный бюллетень гражданам в соответствии с логикой «тучных» лет обещали усиленное питание, то есть дополнительное финансирование. (Поскольку жить и вправду становилось слегка лучше и веселее, граждане желудком и голосовали.)

Полагаю, несмотря на новые экономические времена, популизм всех игроков неизбежен. Во-первых, в обществе сильны левые настроения, и кризис их усиливает. Во-вторых, сама предвыборная конфигурация на это настроена. Наконец, практика показывает, что «политический класс» слишком привык к роли благодетеля, раздающего пряники.

А работать-то, кто бы ни стал мэром (а также всем проигравшим), придется в условиях долгого экономического кризиса. А кризис – это когда власть вынуждена у кого-то что-то забирать, ограничивать. Даже сами выборы будут проходить во время, на которое уже прогнозируют обострение социально-экономических проблем – падение производства, рост безработицы, острую бюджетную недостаточность…

Известный трюизм гласит: генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Пока такое чувство, что все готовятся к выборам, которые состоятся в прошлом году: знакомые лица игроков куда больше озабочены оберткой – по-византийски выверенными ролями лояльности — нелояльности к власти.

 

Цитирую: «Члены комитета по труду и социальной политике Думы Томска предлагают оказывать единовременную материальную помощь в размере одного прожиточного минимума любому томичу, оказавшемуся в крайне затруднительном положении, при наличии только письменного заявления и документа, удостоверяющего личность, и выплачивать ее в недельный срок».

Так, студент пишет «Мама в Н-ке заболела, денег не прислала», получает в мэрии 4 с лишним тысячи и весело идет в ночной клуб, опять забыв позвонить маме. Однокурсники недолго завидуют. Рабочий пишет истинную правду: «Уволили, с горя напился, попал в вытрезвитель – дома шаром покати и штраф платить нечем». Пенсионерам, многие из которых, увы, и в «тучные» годы часто оказывались в затруднительном положении, сам бог велел писать. Можно под копирку.

Такова в представлении многих людей во власти природа российского кризиса: обыватель за 5 минут подал прошение и получил от властей немножко денег. И все в меру счастливы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 14 =