Утопия? Нет — концепция

Угловато-казенное словосочетание «административная реформа» в первый момент воспринимается как нечто формальное и далекое от наших житейских забот. В этом корреспондент «ТН» убедилась, проведя простенький и абсолютно непрофессиональный мини-опрос десятка своих соседей и знакомых.

На вопрос, нужна ли вам административная реформа, 100% респондентов ответили (с разной степенью экспрессии) отрицательно, пояснив, что привыкли относиться к реформам с опаской, поскольку оные, по их мнению, только усложняют человеческую жизнь. Почти так же единодушны были опрошенные в негативной оценке собственного опыта общения с государством: «Любую справку приходится выхаживать неделями, часами толкаться в очередях, нервы себе трепать». И столь же дружно респонденты отказались поверить в возможность получить государственную услугу (субсидию, регистрацию авто, свидетельство о собственности, разрешение на открытие бизнеса, налоговый вычет) всего только в два захода: придя в уютный кондиционируемый офис на полчаса с одним лишь паспортом в кармане, а потом, явившись за нужным тебе решением в этот же офис в назначенный день… Или еще круче: возможность получить эту «окончательную бумажку» у себя дома через почту или Интернет в электронном виде…

«Такого у нас никогда не будет, — не поверила соседка с 3-го этажа. – Чистой воды утопия. Хотя технически это, наверное, и возможно… Вообще-то, это было бы чудесно!»

В идеале нужен только паспорт

Возможно, в это трудно поверить, однако вышеописанная «утопия» — совершенно конкретный постулат принятой правительством в 2005 году концепции административной реформы и формирования электронного правительства.

Поскольку основной целью административной реформы объявлено повышение качества и доступности госуслуг (а об уровне управления граждане судят по комфортности и результативности собственного общения с чиновниками), идеологи реформы постановили: услуги должны предоставляться в максимально короткий срок и в режиме «одного окна». То есть гражданин не должен ходить по кабинетам и конторам, собирая десятки справок, необходимых для получения других справок, обращаться к посредникам либо, что еще хуже, напрямую провоцировать госслужащих на коррупционное поведение.

В идеале гражданин должен прийти в госорган с одним паспортом и на месте написать заявление на оказание нужной услуги. Остальная информация находится в соответствующих базах различных органов исполнительной власти. Их задача – суметь обменяться нужной информацией и принять решение, не погружая гражданина в эти свои проблемы. Сегодня в Томской области уже есть первые результаты по созданию системы электронного взаимодействия между органами власти.

В «едином окне» нет места посреднику

Сегодня для регистрации права на недвижимость требуется пакет документов как минимум из 14 федеральных, муниципальных и региональных органов власти и БТИ. Сделать это в полном соответствии с утвержденными сегодня процедурами практически невозможно – пока дойдешь до последней справочки, устареют первые… Задача решается, если найдется посредник, который знает все ходы-выходы. Вы ему даете доверенность, платите деньги и получаете нужный вам результат.

А принцип «одного окна» — это обмен документацией на основе межведомственных соглашений. И для посредников тут места нет…

Принцип «одного окна» заложен в общероссийский проект – создание системы многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. В прошлом году из федерального бюджета на эти цели было направлено 960 млн руб.

Качественные показатели работы МФЦ по-обывательски очень даже понятны. Например, в томский проект заложены такие стандарты: время ожидания в очереди без записи — не более 30 минут, по записи – не более 10, не более получаса – на прием у специалиста. Существенно сокращаются и сроки ожидания результата, по некоторым вопросам (например, земельным, имущественным) с 3-4 месяцев до 2 недель.

Чаинский опыт

В Томской области прообразами МФЦ можно считать две действующие площадки с «единым окном» — в Кожевниковском и Чаинском районах. Они организованы по инициативе муниципалитетов и областной власти на средства местных и регионального бюджетов.

Электронный документооборот там только-только складывается, по большей части этот обмен осуществляют пока сотрудники районной администрации. Но все же у чаинцев есть «единое окно» — и вот уже подавляющее большинство опрошенных жителей района довольны уровнем и качеством оказываемых им госуслуг. К сегодняшнему дню пять административных регламентов здесь переведены в электронную форму, в пилотном режиме запущен электронный документооборот между ЗАГСом и соцзащитой. Недавно администрация приобрела «Газель» — создают мобильный МФЦ, который будет переезжать из деревни в деревню, оказывая жителям определенный набор услуг.

— Чаинский пример хорош тем, что с относительно небольшими затратами там реализуется главный подход — все услуги в одном месте, — так прокомментировал информацию из района побывавший в Томске заместитель директора департамента по государственному регулированию в экономике Минэкономразвития Максим Паршин. — Пример очень позитивный. Мы понимаем, что для отдаленных населенных пунктов совершенно необходимо создавать мобильные МФЦ.

Откроется и в Томске

Рассказывает Наталия Кондакова, председатель комитета программно-целевого управления областной администрации:

— Мы третий год подряд участвуем в федеральном конкурсе по административной реформе, и каждый раз нам удается привлечь федеральные гранты. Нынче подавали три проекта-заявки. Выиграли только два, но реализовываем все. Кроме двух действующих МФЦ в Кожевниковском и Чаинском районах в этом году началась работа по созданию областного МФЦ в Томске: идет капремонт в здании на ул. Тверской, прорабатывается нормативно-правовая база для открытия и работы этого центра. Разрабатываются регламенты и соглашения между структурами, которые будут там представлены: полагаю, здесь разместятся 12 организаций.

Изначально был составлен большой перечень структур — участниц проекта, со всеми проведены предварительные переговоры. Но начнем мы с ограниченного круга проблем: соцзащита, занятость, установление гражданско-правового статуса человека, предпринимательство. Там будет действовать 20-30 окон. На момент открытия предполагаем среднесуточный поток примерно в 100 человек, со временем — более тысячи в день.

По мере развития проекта заинтересованность остальных структур в МФЦ, я уверена, будет усиливаться.

В этом году на создание МФЦ Томская область получила из федерального бюджета около 30 млн руб., из областного выделено еще 30.

Нужны стандарты

— Мы определили основные направления административной реформы и создания электронного правительства: регламентация и стандартизация деятельности органов власти в области предоставления госуслуг, развитие сети многофункциональных центров, перевод сложных услуг в электронную форму, создание реестра и портала государственных услуг и создание центров телефонного обслуживания населения, — пояснил Максим Паршин. — Стандартизация и регламентация должны быть первым этапом для реализации всех остальных. Сегодня деятельность чиновника регламентируется многочисленными инструкциями, но за качество и сроки не с кого спросить… Для того чтобы перевести услугу в электронную форму, нужно описание всех административных процедур и требований.

По сути, административный регламент состоит из двух основных частей: требований к качеству и доступности предоставления услуги (для получателя услуги) и собственно административной процедуры (руководства чиновнику). В России уже принято порядка 500 федеральных административных регламентов и около 4 тысяч региональных по самым общественно значимым услугам. По большинству регулирование возникло впервые, по многим существенно сократились сроки получения результата.

Через многие порталы госуслуг помимо информирования доступны интерактивная предварительная запись на прием и отслеживание этапности предоставления услуги. В 2009 году федеральный портал и полсотни региональных будут увязаны в единую сеть. Таким образом, предоставление государственных услуг станет трехканальным: через МФЦ, порталы и центры телефонного обслуживания.

Как рассказал М. Паршин, традиционно выделяются четыре стадии формирования электронного правительства. Первая – это простое информирование о госуслугах. Четвертая – интерактивное получение самой услуги через почту и Интернет. Та самая утопия – несбыточная мечта?

Только некоторые продвинутые государства вроде Швеции и Канады сейчас довели до четвертой стадии отдельные свои услуги.

Россия пока находится на первой…

 

 

В российских МФЦ предоставляется от 50 до 150 государственных и муниципальных услуг.

 

В настоящее время в 16 субъектах Федерации действует три десятка МФЦ, в ближайшее время откроются еще 15. В планах правительства — создание как минимум 300 многофункциональных центров по России до 2012 года. В Томске МФЦ предполагается открыть уже в середине 2009 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + пять =