Виктор Кресс: Нужно быть реалистами

Уже несколько месяцев мы живем в ситуации, когда многое непонятно и неопределенно. В такое время всем хочется получше заглянуть в завтра. Поэтому накануне нового года «ТН» расспрашивали гостя редакции губернатора Виктора Кресса больше о будущем.

Кризис преткновения

— Виктор Мельхиорович, уходящий год оказался поделенным на две части – до начала кризиса и после него.

— До кризиса область развивалась очень позитивно, и можно было бы много хороших событий назвать. Например, инновационный форум вызвал сильный резонанс. Пуск первого корпуса на южной площадке томской особой экономической зоны. Получили нефть на правобережье Оби и убедились в перспективности этого проекта. В первые 8 месяцев все шло к тому, что мы выполним амбициозные планы по инвестициям, по вводу жилья… А потом споткнулись.

— Насколько серьезно?

— По ряду отраслей экономики в ноябре зафиксирован спад. Где-то небольшой – в пределах нескольких процентов к уровню прошлого года, где-то более серьезный. К примеру, в ноябре в области производство машин и оборудования составило 25% к ноябрю прошлого года. Сильно сказывается специфика наших предприятий – они делают не конечную продукцию (автомобили, например), а комплектующие. Поэтому спад производства наши предприятия первыми почувствовали: их партнеры, имея на складах запас комплектующих, сразу провели корректировку своих инвестиционных планов и начали отказываться от заказов.

Мы увидели кризисные процессы одними из первых, поэтому я сразу создал антикризисный штаб. Нам важно владеть информацией из первых рук, понимать, что происходит и в каких масштабах, чем может помочь областная власть. И если что-то можем – делать на месте, что не можем (а большую часть, к сожалению, не можем) – транслировать проблемы на федеральный уровень.

— Недавно глава одного из районов сказал, что у них жители кризиса еще не почувствовали.

— До периферии, а также до некоторых отраслей процессы всегда доходят позже. Например, сельхозпроизводителям станет тяжело весной. Сейчас-то еще можно перекредитоваться на несколько месяцев, а к весне и деньги банкам надо возвращать, и к летним работам готовиться.

«Включить мозги»

— Вы все время говорите, что кризис должен заставить людей включить мозги…

— А иначе нельзя. Необходимо находить те ниши, вложения в которые дадут быструю отдачу. Например, на мой взгляд, сейчас должно бы стать интересным создание такого бизнеса, как рынок съемного жилья. Мы же знаем, что до 1917 года многие деревянные дома, которые мы сегодня реставрируем, имели статус доходных, и более 90% томских профессоров снимали жилье – было более выгодно арендовать, нежели покупать в собственность. И сегодня, думаю, ситуация благоприятная для подобного рода инвестиций: рубль дешевеет, и для людей, у которых есть свои деньги, должно быть выгодно вложить средства в недвижимость и сдавать жилье.

— Сегодня этот рынок такой темный, а в стране пока фактически все схемы ориентированы на приобретение жилья в жилье в собственность, а не в наем.

— Да. Этот рынок пока в зачаточном состоянии, а ведь съемное жилье – это показатель мобильности рабочей силы, что особенно важно во время кризиса. А для Томска рынок съемного жилья даже не вдвойне, а втройне актуален – сотрудники ТВЗ, выпускники университетов, молодежь. Да, надо продолжать делать ипотечные схемы более доступными, но параллельно делать привлекательным бизнес по сдаче жилья в аренду.

Защитить программы

— АЭС и кризис – возможны ли перенес сроков, сокращение инвестиций?

— Пока все, что было еще в прошлом году обещано, остается в силе. Хотя, и это абсолютно правильно, Росатом начинает вновь смотреть на уже составленную проектно-сметную документацию – как сэкономить? Цена металла, цемента до кризиса одна, сегодня – существенно дешевле. Вообще, этот проект для нас важен как никогда. Вот я ставлю задачу, чтобы за первое полугодие дополнительно создать 5 тысяч рабочих мест, а одна станция в момент строительства – 8 тысяч рабочих мест!

— По ТВЗ программа на следующий год подтверждена?

— Да – продолжение строительства объектов и дорог на сумму 4 млрд руб. А нам, области, надо поработать и с потенциальными резидентами, и с только что зашедшими в ТВЗ. Идеи в Томске есть, но многие по-прежнему плохо представляют, как их коммерциализировать.

— Весь год в стране и Томске прошел в дискуссиях о реформе высшей школы. Какова сегодня ситуация? Что говорят о заявленном летом резком сокращении числа вузов?

— Сегодня правительство не говорит, сколько оставит вузов, но разрабатывает критерии – сколько вузов им будут соответствовать, столько и будут получать федеральное финансирование, остальные — нет. Без федеральной поддержки ни один вуз Томска жить не может — в областном бюджете таких денег нет. Поэтому, как только начались разговоры о реформе, я и инициировал сбор ректоров. И корректировки по ходу реформы – в этом есть и наша заслуга… Да, было бы замечательно, если бы все наши вузы получили статус исследовательских. Но, если их всего по России будет 50, мы можем надеяться максимум на 2. А если их по России будет 15? Поэтому мы с ректорами договорились: каждый университет готовит проект для самостоятельного участия в конкурсе, а плюс к этому все вместе, делая общую программу развития, будем участвовать в конкурсе как консорциум томских университетов.

— Нет такой юридической формы — не клеится…

— Разумеется, не клеится, ведь это абсолютно новая форма. Ничего, юридически потом можно оформить.

— И когда вопрос может быть решен?

— Думаю, в течение 2009 года.

В ручном режиме

— Появился такой анекдот: «В России смертную казнь заменили на ипотеку под 25% годовых». Уже есть случаи, когда люди пострадали из-за кризиса и ждут судебных исков от банков. Насколько это может быть массовым?

— Массово не будет. Но какая-то часть заемщиков не сможет выполнить обязательства. Эта сфера регулируется федеральным законодательством, и я жду, что должен быть принят закон, защищающий граждан, например, по отсрочке выплаты кредита, для тех, кто остался без работы. Но нужен очень точный, почти индивидуальный подход, а то как бы не получилось так, что завтра все, у кого есть ипотечный кредит, вдруг стали безработными.

Вообще, думаю, кризис требует, чтобы многие федеральные законы были быстро откорректированы. Начиная, например, с закона о тотальном проведении конкурсов на все и вся. Нас сейчас правильно настраивают на защиту своего производителя, но ведь на конкурсах федеральный закон об этой защите ничего не говорит, а контролеры действуют согласно закону… Считаю, в нынешних условиях надо больше переходить на управление в ручном режиме – дать больше прав и, естественно, обязанностей региональной, и муниципальной власти.

— Опасаетесь роста социального иждивенчества?

— Давайте честно: помимо объективных причин, по которым люди попадают в тяжелую ситуацию, есть субъективные. Например, сегодня немало людей с низкими доходами не хотят работать – их устраивают небольшие субсидии по безработице. А завтра пособие вырастет до 4900, и что? Я постоянно ставлю задачу: найти механизм, чтобы при повышении субсидий не раскрутить социальное иждивенчество.

Ответственный избиратель

— Выборы скоро — каким хотели бы видеть мэра Томска?

— Таким, каким его хочет видеть ответственный избиратель. Чтобы мэрия решала проблемные вопросы томичей. Соцопросы их точно показывают. Сегодня на первом месте все, что связано с транспортом – дороги, маршрутки, муниципальный транспорт. На втором – проблемы ЖКХ, на третьем – жилье. И так далее. И чтобы все решения были понятными, прозрачными, без неприятных неожиданностей для людей.

— Итоги выборов?

— Спрогнозировать непросто – приличная доля избирателей все еще голосует, не анализируя способности претендентов решить проблемы, а по другим критериям – кто громче крикнет. Предвижу, будет жарко – нерешенных проблем немало, и немало любителей поставить это в вину сегодняшней администрации. Не смогли наработать, к примеру, систему вывозки мусора. Вопрос – за год можно это сделать, если за 10 лет не было сделано? Или положение в ЖКХ за год можно изменить? Положительных результатов враз не получишь, но подходы по многим направлениям сегодня в мэрии правильные.

Быть реалистами

— Ваш совет и рядовому человеку, и руководителям: как быть, к чему готовиться?

— Дай бог, чтобы до кого-то кризис не дошел. Но, считаю, все должны продумывать для себя возможное ухудшение обстановки, ведь, чем лучше подготовился, тем легче ответить и тем больше вариантов, что кризис если и затронет, то только по касательной.

— В новогоднюю ночь какое бы желание загадали?

— Я же реалист… Конечно, хотелось бы утром проснуться, а кризиса не стало, и можно 2 января антикризисный штаб распустить. Но я реалист: загадывай – не загадывай, а надеяться надо на себя. Работать.

Вопросы задавали журналисты редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + семнадцать =